- 1. У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член,
тот не может войти в общество Господне. - 2. Сын блудницы не может войти в общество Господне,
и десятое поколение его не может войти в общество Господне. - 3. Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне,
и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, - 4. потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути,
когда вы шли из Египта,
и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова,
из Пефора Месопотамского,
чтобы проклясть тебя; - 5. но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама
и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе,
ибо Господь Бог твой любит тебя. - 6. Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки.
- 7. Не гнушайся Идумеянином,
ибо он брат твой;
не гнушайся Египтянином,
ибо ты был пришельцем в земле его; - 8. дети, которые у них родятся,
в третьем поколении могут войти в общество Господне. - 9. Когда пойдешь в поход против врагов твоих,
берегись всего худого. - 10. Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью,
то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, - 11. а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою,
и по захождении солнца может войти в стан. - 12. Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить;
- 13. кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка;
и когда будешь садиться вне стана,
выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; - 14. ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего,
чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои],
а посему стан твой должен быть свят,
чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя. - 15. Не выдавай раба господину его,
когда он прибежит к тебе от господина своего; - 16. пусть он у тебя живет,
среди вас [пусть он живет] на месте, которое он изберет
в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится;
не притесняй его. - 17. Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых
и не должно быть блудника из сынов Израилевых. - 18. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего
ни по какому обету,
ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим. - 19. Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба,
ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; - 20. иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост,
чтобы Господь Бог твой
благословил тебя во всем, что делается руками твоими,
на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. - 21. Если дашь обет Господу Богу твоему,
немедленно исполни его,
ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; - 22. если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.
- 23. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй
так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение,
о котором сказал ты устами своими. - 24. Когда войдешь в виноградник ближнего твоего,
можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя,
а в сосуд твой не клади. - 25. Когда придешь на жатву ближнего твоего,
срывай колосья руками твоими,
но серпа не заноси на жатву ближнего твоего.
1-8.- В «общество Господне», т. е. израильскую общину, не могли быть принимаемы в качестве ее членов: 1) кастраты, — так как закон чужд всякой противоестественности (см. (Втор 22:5), с прим.), почему «запрещается делать (умышленно) каженниками не только людей, но и скот» (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор., вопр. 15); 2) сыновья профессиональных блудниц, не признанные их отцом; 3) аммонитяне и моавитяне: «во-первых, потому, что беззаконен их корень: родились они от беззаконного сочетания (Быт 19.36–38); а потом и по причине нечестия, участниками в котором сделали и израильтян, украсив жен, и чрез них народ Божий уловив в служение идолам (Чис. 25.1)» (бл. Феод., Т. на кн. Втор., в. 16). Внуки идумеян и египтян, поселившихся среди евреев, могли быть принимаемы в израильскую общину, — вероятно по причине сравнительной чистоты их нравов и религиозных воззрений. Относительно религии Египта некоторые ученые держатся того мнения, что последняя была не чем иным, как прикровенным монотеизмом, недоступным сознанию массы, но постигаемым и ревниво хранимым жрецами. Указание на идолослужение идумеян (2Пар 25:14) относится сравнительно к позднейшему времени, при чем неизвестно еще, было ли идолопоклонство идумеян полным идолослужением, или же только проявлением неумеренного сенсуализма в области религии, подобно чествованию израильтянами Иеговы в виде вылитого Аароном золотого тельца (Исх 32.1–6).9-14.- Правила гигиены, получающие особенное значение в виду богоизбранности народа.15-16.- Имеются в виду рабы, прибежавшие из-за палестинского рубежа.17-18.- Имеются в виду профессиональные блудники и блудницы, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих божеств (ср. (3Цар 15:12); (3Цар 15:12). Размер денежного обета в скинии не должен быть тождествен с той платой, которая дается блуднице и блуднику («псу», ст. 18).19-20.- Ср. (Исх 22:25); Лев 25.35–37. Закон запрещает еврею пользоваться процентами на капитал, данный в ссуду «брату», т. е. еврею же. Разрешалось взимать проценты только с иностранца, стоявшего вне сферы отношений теократической общины.21-23.- Ср. Лев 27.1; (Чис 30:1) (правила обетов).24-25.- Ешь виноград, срывай колосья (Мф 12:1) в саду и поле твоего ближнего: «пусть наполнится до сытости чрево твое, по причине голода», говорит св. Ефрем Сир., но ягод в сосуд твой не клади и серпа на жатву ближнего твоего не заноси, «потому что этим покажешь уже алчность» (Толк. на кн. Втор., гл. XXIII).



