Глава 2

  • 1. Я сказал себе: "Попытаюсь веселиться,
    попытаюсь насладиться всем, чем могу",
    но увидел, что и это бесполезно.
  • 2. Смеяться всё время глупо,
    от развлечения нет никакого толка.
  • 3. И в то время как мой разум руководствовался мудростью,
    решил я подбодрить тело своё вином.
    Я решил испытать эту глупость,
    желая увидеть, что хорошего должны делать люди
    за недолгие дни своей жизни.
  • 4. И тогда начал я делать великие вещи:
    я построил дома, посадил виноградники.
  • 5. Я сажал сады и разбивал парки,
    и посадил в них все виды фруктовых деревьев.
  • 6. Я сделал водоёмы, чтобы поливать мои растущие деревья.
  • 7. Я купил рабов, мужчин и женщин,
    и были рабы, рождённые в доме моём,
    у меня были стада коров и отары овец,
    и было у меня всего больше,
    чем у кого-либо в Иерусалиме до меня.
  • 8. Я собрал серебро и золото,
    я забрал богатства у царей и областей,
    у меня были певцы и певицы,
    и всё, что пожелаешь, включая многочисленных жён.
  • 9. Я стал очень знаменитым,
    стал более великим, чем все, кто жил в Иерусалиме до меня.
    И мудрость моя была рядом со мной, чтобы помочь мне.
  • 10. Всё, что видели и желали глаза мои, я получал,
    мой разум был доволен тем, что я делал,
    и счастье это было наградой за весь мой тяжкий труд.
  • 11. Но потом я взглянул на всё, что я сделал,
    подумал обо всей тяжёлой работе, проделанной мной,
    и решил я, что это всё было потерей времени,
    попыткой поймать ветер.
    Или "Это очень беспокойно для духа".
    Слово, означающее "беспокойно",
    может также означать "страстное желание",
    а слово, означающее "дух" может также означать "ветер".
    Никакой нет пользы от всего того, что мы делаем в жизни.
  • 12. Что сделает тот, кто придёт после царя?
    То, что уже сделано царём.
    Смысл древне-еврейского текста здесь неясен.
    И увидел я:
    даже то, что делает царь, тоже потеря времени.
    И я снова стал думать о мудрости, глупости и безумстве.
  • 13. Я видел: мудрость лучше глупости,
    как и свет лучше темноты,
  • 14. и мудрый пользуется разумом, как глазами,
    чтобы видеть, куда он идёт.
    А глупый - как идущий в темноте.
    Но и у глупого, и у мудрого конец одинаков - оба они умирают.
  • 15. И я про себя подумал:
    что случается с глупым, случится и со мной,
    зачем же я так стремился к мудрости?
    И я сказал сам себе: "Быть таким мудрым тоже бесполезно".
  • 16. Оба умрут - и мудрый, и глупый,
    и люди не будут помнить вечно ни мудрого, ни глупого.
    Люди забудут всё, что те сделали.
  • 17. И всё это меня заставило возненавидеть жизнь
    и опечалиться при мысли, что в жизни
    Букв. "под солнцем".
    всё так же бесполезно, как пытаться поймать ветер.
  • 18. И свой тяжёлый труд я начал ненавидеть,
    потому что я не смогу ничего с собою забрать,
    и всё достанется тем, кто будет после меня.
  • 19. Кто-то другой будет владеть всем,
    что я создал трудом и умением своим,
    и мне не известно - мудрым будет он или глупым.
    И это всё бессмысленно.
  • 20. И опечалился я из-за всего, что сделал.
  • 21. Человек может много трудиться,
    прилагая всю мудрость, знания и мастерство,
    но он умрёт и другие получат то, над чем он трудился.
    Они не трудились, но получат всё.
    Это тоже бессмысленно и очень несправедливо.
  • 22. Что же имеет человек
    после труда своего и борьбы здесь на земле?
  • 23. Вся жизнь его состояла из боли,
    весь труд его был потерянностью,
    даже ночью не знает отдыха разум.
    Но и это бессмысленно.
  • 24. Есть ли человек, который ест и радуется жизни без Бога?
    Нет такого.
    И вот что я понял: лучшее, что может человек,
    это есть, пить и наслаждаться работой, которую он должен делать.
    Я понял так же, что приходит всё это от Бога.
    Или "Самое лучшее, что человек может сделать, -
    это есть, пить, и наслаждаться своим трудом.
    И я увидел также, что это идёт от Бога.
    Никто не может есть или наслаждаться жизнью без Бога."
  • 26. Если человек делает добро и угождает Богу,
    то Бог даёт ему мудрость, знания и радость.
    Но кто грешит, того Бог заставляет собирать и копить,
    чтобы отдать тому, кто угождает Богу.
    Но и это всё так же бессмысленно, как пытаться поймать ветер.
    Или "Это очень беспокойно для духа".
    Слово, означающее "беспокойно",
    может также означать "страстное желание",
    а слово, означающее "дух" может также означать "ветер".