• 1. Не каждому из вас, братья мои, следует становиться учителем, вы ведь сами знаете, что если других учим мы, то с большей строгостью будем судимы.
  • 2. Все мы то и дело ошибаемся. А кто в речах своих не согрешает, тот уже человек совершенный и может все тело свое обуздать.
  • 3. Удила, которыми управляем лошадью, кладутся ей в рот, но повинуется она нам всем телом своим.
  • 4. Так и с кораблями: как бы ни велики они были и какими бы сильными ветрами ни носило их, управляют ими с помощью небольшого руля, который во власти кормчего.
  • 5. Вот и язык: мал он в теле человека, но сколь многим может похваляться! Подумайте только, какой большой лес загорается от одной малой искры.
  • 6. Язык - что огонь. Расположенный между другими частями тела нашего, он может стать средоточием зла, которым оскверняется все тело и от которого сгорает порой вся жизнь человека - язык от огня геенны возжигается.
  • 7. Человек может укротить и укротил уже всякую тварь (зверей и птиц, пресмыкающихся и обитателей моря),
  • 8. а вот язык никто из людей укротить не может. Зло неодолимое, он полон яда смертоносного.
  • 9. Языком славим мы Господа, Отца нашего;
    им же проклинаем человека, созданного по образу и подобию Божию.
  • 10. Хвалы и проклятия с одних и тех же уст сходят. Не должно такого быть, братья мои.
  • 11. Льется ли из одного источника и пресная вода, и соленая?
  • 12. Может ли, братья мои, смоковница принести маслины, а виноградная лоза - смоквы? Не может и соленый источник дать пресную воду.
  • 13. Кто среди вас мудр и учен? Пусть докажет он это примерной жизнью своей, делами, в коих явит себя его кротость, за которой мудрость.
  • 14. Если же в сердце вашем поселился дух черной зависти и самовлюбленности, не хвалитесь и ложью своей не заслоняйте истину:
  • 15. нет тут мудрости, которая свыше, а только земная, бездуховная, бесовская.
  • 16. Ибо, где зависть и себялюбие, там неустройство, там всякие злые дела.
  • 17. А мудрость, что от Бога, она прежде всего чиста, и она - в миролюбии, снисходительности, готовности уступать, она свободна от пристрастия и лицемерия, исполнена милосердия и приносит добрые плоды истинной праведности.
  • 18. Но праведность эта есть плод того семени, что спокойно сеется миротворцами.