Глава 6

  • 1. Однажды в субботу Иисус проходил через поле. Его ученики срывали колосья [ 1325 ], растирали их руками и ели зерна.
  • 2. Но некоторые из фарисеев сказали: «Вы зачем делаете то, чего нельзя делать в субботу!» [ 1326 ]

  • 3. «А разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и люди его голодали?» — ответил им Иисус.
  • 4. «Он вошел в дом Божий и, взяв жертвенный хлеб, сам ел и дал своим людям, а этот хлеб никому нельзя есть, кроме одних только священников».
  • 5. Иисус продолжал: «Сын человеческий — господин над субботой».

  • 6. В другую субботу Иисус пришел в синагогу и учил. Там был человек, у которого правая рука была сухая [ 1327 ].
  • 7. Учителя Закона и фарисеи следили, не станет ли Иисус лечить его в субботу, чтобы можно было Его обвинить.
  • 8. Но Иисус знал их мысли и сказал человеку с сухой рукой: «Встань и иди сюда, на середину». Тот встал.

  • 9. «Я спрашиваю вас, — обратился к ним Иисус, — что позволено делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?»

  • 10. И, оглядев их всех, Иисус сказал человеку: «Протяни руку».
    Тот сделал это — и рука стала здоровой.
  • 11. А противники Иисуса, вне себя от ярости, стали обсуждать, что делать с Иисусом.

  • 12. Однажды в те дни Иисус ушел на гору помолиться и провел всю ночь в молитве к Богу.
  • 13. А когда настал день, Он позвал Своих учеников и выбрал из них двенадцать, которых назвал апостолами.
  • 14. Это Симон, которого Он назвал Петром, его брат Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей,
  • 15. Матфе́й, Фома [ 1328 ], Иаков, сын Алфе́я, Симон, по прозвищу Зело́т,
  • 16. Иуда, сын Иакова, и Иуда Искарио́т, который стал предателем.

  • 17. Спустившись с ними вниз, Иисус остановился на равнине, где собралась большая толпа Его учеников и великое множество народу со всей Иудеи, Иерусалима и прибрежных областей Тира и Сидо́на.
  • 18. Они пришли послушать Его и получить исцеление от болезней. Одержимые нечистыми духами тоже исцелялись,
  • 19. и все в толпе стремились прикоснуться к Нему, потому что от Него исходила сила, которая всех исцеляла.

  • 20. Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил:
    «Блаженны бедные!
    Царство Бога — ваше.

  • 21. Блаженны те, кто голоден теперь!
    Бог вас насытит.
    Блаженны те, кто плачет теперь!
    Вы будете смеяться.

  • 22. Блаженны вы, когда ненавидят вас люди и когда изгоняют вас, оскорбляют и чернят ваше имя — и все это из‑за Сына человеческого.
  • 23. Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости! Вас ждет на небесах великая награда! Ведь точно так же поступали с пророками отцы этих людей.

  • 24. И, напротив, горе вам, богатые!
    Вы уже натешились вдоволь.

  • 25. Горе вам, кто сыт теперь!
    Вы будете голодать.
    Горе вам, кто смеется теперь!
    Вы будете рыдать и плакать.

  • 26. Горе вам, когда хвалят вас все люди! Ведь точно так же хвалили лжепророков отцы этих людей.

  • 27. Но вам, тем, кто слушает Меня, говорю Я: любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит,
  • 28. благословляйте тех, кто вас проклинает, молитесь за тех, кто вас оскорбляет.
  • 29. Тому, кто ударит тебя по щеке, подставь другую и, если кто отнимает плащ, не препятствуй забрать и рубашку.
  • 30. Всем, кто просит у тебя, дай и, если отнимает твое, не требуй обратно.
  • 31. Все, что хотите, чтобы делали для вас люди, делайте для них и вы.
  • 32. Если вы любите тех, кто любит вас, в чем тут ваша заслуга? Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
  • 33. И если вы помогаете только тем, кто помогает вам, в чем тут ваша заслуга? И грешники делают то же.
  • 34. И если вы даете взаймы только тем, от кого надеетесь получить обратно, в чем тут ваша заслуга? И грешники грешникам дают взаймы, чтобы потом получить долг обратно.
  • 35. А вы поступайте не так! Любите своих врагов, помогайте и давайте взаймы, ни на что не надеясь в ответ. Тогда вас ждет великая награда: вы будете сынами Всевышнего, который добр даже к неблагодарным и злым.
  • 36. Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец.

  • 37. Никого не осуждайте — и вас Бог не осудит. Никого не обвиняйте — и вас Он не обвинит. Прощайте — и Он простит.
  • 38. Давайте — и Он вам даст, полной мерою даст: утрясет, утопчет и полную с верхом меру вам высыплет в полу плаща. Какой мерой мерите вы, такой Он отмерит и вам».

  • 39. Иисус рассказал им такую притчу: «Может ли слепой быть поводырем слепого? Разве не оба угодят они в яму?
  • 40. Ученик не может быть выше учителя, но любой, завершивший учение, станет таким, как учитель.
  • 41. Что же ты смотришь на соринку в глазу своего брата, а в своем бревна не замечаешь?
  • 42. Как ты можешь говорить своему брату: „Брат, дай я выну соринку из твоего глаза" — если не видишь бревна в своем? Лицемер! Вынь прежде бревно из собственного глаза — тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата.

  • 43. Ведь не приносит хорошее дерево больных плодов, и, наоборот, дерево с гнилью не приносит хороших плодов.
  • 44. Каждое дерево узнается по его плодам! С колючек не собирают инжира, а с терновника не срезают гроздей.
  • 45. Добрый человек выносит доброе из хранилища добра в своем сердце. Злой человек выносит злое из хранилища зла. Ведь из уст человека исходит то, чем полно его сердце.

  • 46. Что вы зовете Меня „Господь, Господь", а не делаете того, что Я велю?
  • 47. Того, кто приходит ко Мне, кто слушает Мои слова и следует им, знаете, с кем можно сравнить?
  • 48. Его можно сравнить с человеком, который, строя дом, вырыл глубокий котлован и поставил фундамент на скале. Вышла из берегов река, обрушилась на дом тот, но не смогла его сдвинуть, потому что он выстроен на совесть [ 1329 ].
  • 49. А того, кто слушает Мои слова, но не следует им, можно сравнить с человеком, который построил дом на земле, без фундамента. Обрушилась на него река, и он сразу рухнул, от него осталась лишь груда развалин».