• 7.

    И созда Бог человека, перст [взем] от­ земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу

    Бог взял пыль от земли и оформил человека. В слове этом я нахожу два утверждения: что человек есть ничто и что велик человек. Если рассмотреть одну природу, то он ничто и ничего не достоин; если же взглянуть на честь, что ему оказана, человек велик.

    …Бог сотворил внутреннего человека, оформил человека внешнего. Оформление применимо к глине, творение - к образу. Так что Он оформил плоть, но душу сотворил.

    …Ранее просто сказано, что Бог сотворил ; здесь же говорится, как Он сотворил. Если бы просто сказало (Писание), что Бог сотворил [человека], ты мог бы подумать, что Он сделал это так же, как были сотворены животные, звери, трава, растения. Чтобы избежать такого включения человека в класс животных, слово Божие открывает искусство, использованное для тебя: Бог взял пыль от земли.

    О творении человека.


    Одним из живших прежде нас, а именно занимавшимся учением о началах , рассудилось утверждать следующее: будто души, подобно какому-то обществу, существуют сами по себе; и будто для них есть образцы порока и добродетели; и будто душа, пребывающая в добре, остается не испытавшею соединения с телом; и будто если она уклонится от общения с добром и возымеет стремление к земной жизни, то в этом случае бывает соединена с телом. Другие же, держась описанного Моисеем порядка в устроении человека, говорят, будто душа по времени вторая после тела. Поскольку сначала Бог, взяв пыль от земли, оформил человека (Быт 2:7), а потом уже одушевил его вдыханием , то на этом основании они доказывают, что плоть предпочтительнее души, вошедшей в предварительно созданную плоть. …Учение тех и других одинаково неприемлемо.

    Наше же учение, как я думаю, должно идти к истине средним путем между этими предположениями, и состоит оно вот в чем. Не следует предполагать, будто бы души, как обольщают себя язычники, сначала вращались во вселенной, а затем, обременившись каким-то пороком, оказались не способны двигаться вместе со скоростью полюса и ниспали на землю. Не следует также утверждать, будто бы человек сначала был создан подобным изваянию из глины и будто для этого изваяния была сотворена душа. Ибо в таком случае умная природа окажется менее стоящей, чем создание из глины.

    Поскольку человек, состоящий из души и тела, есть одно, то мы предполагаем одно общее начало его состава, так что он ни старше, ни моложе самого себя, и в нем не прежде телесное, а потом другое. Напротив, мы утверждаем, что предведующим Божиим могуществом, согласно с изложенным несколько выше учением, приведена в бытие вся полнота человеческого естества… В сотворении же каждой части мы не противопоставляем одного другому - души телу и наоборот, - чтобы человек, разделяемый разностью во времени, не был поставляем в разлад с самим собою.

    Об устроении человека.

  • 25.

    И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились

    Дар воскресения обещает нам не что иное, как восстановление падших людей в первоначальное состояние; ибо эта ожидаемая благодать есть возвращение к первоначальной жизни, изгнанного из рая снова в него вводящее. Поэтому если жизнь восстанавливаемых имеет сродство с жизнью ангелов, то очевидно, что жизнь до преступления [Адама и Евы] была неким подобием жизни ангельской. Потому и возвращение к первоначальной нашей жизни [в раю] уподоблено ангелам [по образу жизни].

    Об устроении человека.