Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4
  • 4.

    Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов

    Как могло совершиться прощение, когда еще не была принесена жертва, и Дух не сошел, и грех не разрешился, и вражда не устранилась, и проклятие еще не уничтожилось? Взгляни, как точно апостол это выразил. Ибо, сказав, что Иоанн «пришел, проповедуя крещение покаяния в пустыне иудейской», он добавил: …для прощения, будто бы говоря: «Он убеждал их исповедаться и покаяться в согрешениях не для того, чтобы они были наказаны, но чтобы легче восприняли прощение». Ведь если бы они не осудили себя самих, то не попросили бы и благодати, а не попросив, не получили бы и прощения.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.

  • 6.

    Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед

    Некоторые спрашивают, отчего он подпоясывал свою одежду поясом?.. Илия, так и прочие святые были поставлены на службу Господом так, чтобы им постоянно быть в работе: в путешествиях, в трудах или в стараниях о чем-либо еще, необходимом для жизни. Но не только для этого, но и для того, чтобы попирать всякое украшение и вести во всем суровую жизнь… Потому ограничим свою неумеренность и, испивая спасительное лекарство умеренности… со тщанием будем приносить молитвы. И даже если не получим то, о чем просим, будем ожидать в терпении, чтобы получить; а если получим, то наберемся терпения еще более, потому что уже получили. Ибо Господь не стремится отложить даяние, но промедлением вразумляет нашу терпеливость.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.


    Предтече грядущего надлежало разрешить все ветхое: страдания, проклятья, скорбь, пот, - и самому тоже иметь некие знаки такого дара, и уже быть выше того осуждения. Посему он не пахал землю, не прокладывал борозду и не ел хлеб в поте лица своего, но трапеза его была какая придется, а одежда еще легче трапезы, а жилье еще беспечнее одежды. Он не нуждался ни в крыше, ни в ложе, ни в столе, ни в чем-либо подобном, но в этой плоти показывал ангельскую жизнь. Потому и был у него шерстяной плащ, чтобы этим примером научить нас отказу от всего человеческого и от всего общего с землей и возврату к прежнему благородству, в котором Адам был до того, как стал нуждаться в одежде и платье.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.

  • 7.

    И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его

    Выставив маловажность собственного крещения и показав, что в нем нет ничего, помимо приведения людей к покаянию (ведь он сказал, что не «водою прощения», но «покаяния»), Иоанн представляет нам крещение Иисуса исполненным несказанных даров. «Услышав, что Он идет после меня, - как бы обращается к нам Иоанн, - не пренебрегай Им как появившимся позже, но узнай о силе Его дара. Тогда ты поймешь, что я не сказал ничего достойного или великого, объявив себя недостойным развязать ремень Его сандалия. И не подумай, будто слова: «Он сильнее меня», я сказал в смысле сравнения. Ведь я не достоин быть причисленным к рабам Его, даже к последним рабам, и принять на себя даже малую часть служения». Поэтому Иоанн говорит не просто о «сандалии», но о «ремне сандалия», то есть о том, что казалось последним из всех.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.

  • 10.

    И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

    Почему в виде голубя? Голубь - существо ручное и чистое, а поскольку Дух Святой есть дух кротости, то Он и является в нем. С другой стороны, голубь напоминает нам о том, что произошло с людьми в древности. Ведь когда всеобщее крушение охватило землю, так что роду нашему стало грозить исчезновение, появилось именно это существо и показало окончание бури. Принеся масличную ветвь, голубь благовествовал всеобщее затишье на земле, и все это стало прообразом грядущего… В этом месте Писания голубь тоже является, однако не масличную ветвь неся, но показывая нам Освободителя от всех зол и подавая нам добрую надежду. Ведь, явившись, он не из ковчега выводит одного человека, но всю вселенную возводит на небо и вместо побега маслины подает усыновление всем народам земли.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.

  • 12.

    Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню

    Посмотри, куда Дух, взяв, вывел Его: не в город или на площадь, но в пустыню. Ведь поскольку Он хотел выманить дьявола, то дал ему возможность подступиться не только через голод, но и через местонахождение. Ибо дьявол нападает чаще всего именно тогда, когда видит людей в одиночестве и уединении. Так и вначале он напал на жену, когда застал ее одну, отдельно от мужа.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.

  • 24.

    оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий

    Почему ни один демон не называет Бога по имени? Разве одержимые не говорили: «Знаем, Кто Ты, Сын Божий»? Разве не говорили они Павлу: Сии человеки - рабы Бога Всевышнего? Бичуемые и принуждаемые, говорили; по своей же воле и не бичуемые - никогда.

    Гомилии на Первое послание к Коринфянам.

  • 41.

    Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись

    Он не просто сказал: Хочу, очистись, но также коснулся его, протянув руку. Это заслуживает особенного рассмотрения: почему, очищая волей и словом, Он прибавил также прикосновение руки? Мне кажется, не по какой иной причине, как для того, чтобы и отсюда нам показать, что не под законом Он, но над ним, и что для того, кто чист, более ничего нет нечистого… Чтобы узнали мы, что Он исцеляет не как раб, но как Господин, Владыка еще и прикасается. Ведь Его рука не сделалась нечистой от проказы, но прокаженное тело стало чистым от Его святой руки.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.