Глава 4

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4
  • 3.

    слушайте: вот, вышел сеятель сеять

    Что это за притча? Сказано: …вышел сеятель сеять. Откуда и как вышел Вездесущий и Всеисполняющий? Вышел не в смысле места, но в смысле отношения и попечения о нас, став ближе к нам через облечение в плоть. Поскольку не могли мы войти, так как прегрешения заграждали нам вход, то Он Сам вышел к нам.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.

  • 4.

    и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то

    Подобно тому, как сеятель не разграничивает лежащую перед ним пашню, но разбрасывает семена попросту и без различения, так и Он не отделяет бедного от богатого, мудрого от немудрого, легкомысленного от усердного, мужественного от трусливого, но говорит со всеми, исполняя Свою часть, хотя и знает заранее, что будет… Почему же, скажи мне, большая часть посева погибла? Не из- за сеятеля, но из-за принимающей почвы, то есть из-за не слышащей души… Рассказывает же эту притчу для упражнения и наставления учеников, чтобы те не падали духом, несмотря на то что погибающих более, нежели принимающих слово. Ведь и с Владыкой то же самое произошло, тем не менее Он, хотя, конечно же, знал, что так будет, не отступился от сеяния. Но какой же был смысл, спросят, сеять по терниям, на камнях, при дороге? Применительно к семенам и почве - никакого, а применительно к душам и учению это было очень даже похвально. Земледельцу справедливо поставили бы это в вину, если бы он так поступил, ибо камень не может стать почвой, дорога - перестать быть дорогой, а тернии - не быть терниями. Но с разумными существами не так. Ибо камень может измениться и стать плодородной землей; дорога - перестать быть местом топтания, доступным всем проходящим, и сделаться плодородною пашней; и тернии могут исчезнуть, так что семена получат большую свободу. Если бы то было невозможно, Он бы не сеял. Перемена, однако, произошла не со всеми, но это не из-за Сеятеля, а из- за тех, кто не желает меняться. Ибо Свою часть Он устроил.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.

  • 6.

    когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло

    Хотя семена засыхают, это происходит не вследствие зноя, ведь Он не сказал, что они иссохли из-за зноя, но оттого, что не имели корня. Хотя заглушается сказанное, но не из-за терний, а из-за тех, кто позволяет им прорасти. Ибо если захотеть, то можно помешать этой злой поросли, воспользовавшись богатством, как должно. Поэтому Он не сказал «век», но «забота века», и не «богатство», но «обольщение богатством». Так что не вещи станем обвинять, но превратное намерение.


    Поразмысли-ка вот над чем: не один только есть путь погибели, но разные и отличающиеся друг от друга. Одни из них подобны дороге: пошлые, легкомысленные и беспечные; другие - скале: это те, кто только немощен.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто

    Почему одно принесло сто, другое принесло шестьдесят, а еще одно - тридцать? Здесь тоже естественное различие почвы, ведь даже там, где земля добрая, в ней могут быть большие различия. Видишь, что виноват не земледелец и не семена, но принимающая их почва - не из-за природы, но из-за намерения?

    Гомилии на Евангелие от Матфея.

  • 10.

    Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче

    Он говорит притчами… для того, чтобы сделать Свою речь более выразительной и более запоминающейся и чтобы при помощи образов внушить им определенные вещи. Так поступают и пророки.


    Если взять часть от грудной клетки, то и в части найдешь все то, из чего состоит живое существо: жилы, вены, кости, артерии, кровь, и, как говорится, образец всей смеси. Точно так же, применительно к Писаниям, можно увидеть, как в каждой части сказанного проявляется родство со всем целым.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.

  • 19.

    но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода

    Богатство имеет два противоположных недостатка: один - напрягающий и помрачающий, то есть заботу, а другой - делающий людей более изнеженными, а именно роскошь… И не удивляйся, что Он назвал роскошь тернием. Ибо, будучи опьянен страстью, ты не ведаешь, но здоровые знают, что она пронзает сильнее терния и что роскошь опустошает душу сильнее, чем забота, и доставляет душе и телу более тяжкие мучения. Ибо забота никого не поражает так, как это делает насыщение… Насыщение приводит к преждевременному старению, притупляет чувства, омрачает помыслы, повреждает остроту умственного зрения и делает все тело слабым.

    Гомилии на Евангелие от Матфея.