• 1.

    Ст. 1-3 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь. Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен. Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя

    Израиль призван был к познанию Бога чрез воспитание в законе и обогащен был божественными дарами, ибо спасен был и получил в наследие землю обетования. Бесчисленное же множество других народов, живущих, говорю, во всей поднебесной, совершенно было лишено духовных и свыше сходящих благ. Они не вкушали дарований божественных, были некоторым образом лишены одежды, обнажены, не имели ни божественной защиты и покрова свыше, ни духовного богатства, происходящего от добродетели, ни чего-либо другого, что заслуживает похвалы и достойно всякого удивления.

    Когда же явился Сам Христос и, изъяв их из власти дьявола, привел к Богу и Отцу, и когда они обогатились светом истины, участием в Его славе, величием жизни, сообразной с Евангелием, тогда за все это они стали возносить благодарственные песни Богу и Отцу. Итак, говорится в тексте, поскольку Ты, Господи, совершил предопределения древние и истинные, восстановив все во Христе, просветив сущих во тьме и сокрушив миродержателя века сего, как бы какие-то крепкие города, то благословит Тебя народ бедный и все города прославят Тебя, ибо Ты для всех стал помощником и стал защитой для тех, кто терпел невыносимую скорбь вследствие скудости отеческих благ, и избавил их от лукавых людей.

    Были, несомненно, в Израиле и такие, которые жаждали пришествия Спасителя и сильно желали видеть Спасителя и Искупителя всех. Таков был некий праведный Симеон, который, взяв в руки новорожденного Иисуса, сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк 2:29).

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 2.

    Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен

    См. Толкование на (Ис 25:1)

  • 3.

    Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя

    См. Толкование на (Ис 25:1)

  • 6.

    Ст. 6-7 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах

    Предсказав, что воцарится Господь на Сионе и в Иерусалиме, пророк из этого как бы сходства чувственных видимых предметов извлекает таинственный смысл. Ибо Сион толкуется как место, возвышенное и удобное для наблюдения, а Иерусалим - видение мира. Церковь же Христа есть поистине и то, и другое, ибо она высока и отовсюду видима и как бы расположена на горе. И в другом отношении она понимается нами как высокая: в ней нет ничего низкого, и она совершенно удалена от земных предметов, ибо написано: Ибо щиты земли - Божии; Он превознесен (Пс 46:10).

    Равным образом, возвышены и истинные догматы, ибо учение о Боге или о Святой и Единосущной Троице безыскусно, чисто и направлено к одной только истине. Опять же созерцается в ней Христос, Который есть мир. Итак, - говорит, - сделает Господь Саваоф и не одним только израильтянам, как возлюбленным ради отцов и избранным, но и всем народам, то есть живущим по всей поднебесной. Что сделает? Испиют, говорит, радость, испиют вино. Трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, помажутся миром на горе сей. Словом радость, конечно, указывает на веселье в надежде, то есть в надежде, утверждающейся во Христе. Ибо вместе с Ним воцаримся и будем наслаждаться всяким душевным удовольствием, превосходящим ум и слово. Словом же вино указывает на таинственное богословие и свойство бескровной жертвы, которую мы обыкновенно совершаем в святых церквах.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 7.

    и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах

    См. Толкование на (Ис 25:6)

  • 8.

    Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь

    Весьма благовременно и необходимо к проповеди о таинстве присоединено слово и о воскресении мертвых. Посему и во время святого Крещения, произнося исповедание веры, мы выражаем ожидание и воскресения тела и так веруем. Смерть возобладала над праотцем Адамом за преступление заповеди и, нападая, подобно некоему свирепому и жестокому зверю, похищала людей, поэтому плач, вопли,слезы и скорбь по умершим владычествовали среди живущих на земле. Но во Христе все это прекратилось, ибо Он в третий день восстал из мертвых, поправши смерть и сделавшись для природы человеческой путем к избавлению от тления. Он стал первенцем из мертвых и начатком из усопших (Кол 1:18); за начатком же и первенцем, несомненно, последует то, что после него, то есть мы. Поэтому скорбь превратилась в радость и разодрано было вретище, мы же опоясались богорадованной радостью, чтобы, радуясь, говорить: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор 15:55). Жало же смерти, - говорит, - грех (1 Кор 15:56).

    Итак, отнята всякая слеза. Ибо, веруя, что Христос непременно воскресит мертвых, мы не утопаем в слезах о них и не предаемся неумеренной скорби, как прочие, не имеющие надежды (1 Фес 4:13). Поношением же народа пророк, вероятно, называет саму смерть как имеющую началом своего возникновения среди нас преступление или же, может быть, - грех, чрез который вошло в мир тление и сила смерти возобладала над живущими на земле.

    Комментарий на пророка Исаию.


    И поскольку Святая Дева по плоти родила Бога, соединившегося с плотью в единую ипостась, поэтому мы и говорим, что Она есть Богородица, не в том, впрочем, смысле, что естество Слова имеет начало бытия от плоти (ибо в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог [Ин 1:1], и Само Оно есть творец веков, совечно Отцу и создатель всего), но потому, что Слово, как мы уже прежде говорили, приняв человеческое естество в личное с собою единение, претерпело плотское рождение из Ее ложесн, не потому, опять-таки, что ради собственного естества имело необходимость во временном рождении в последние времена мира, но для того, чтобы благословить самое начало бытия, чтобы с рождением Его, соединившегося с плотью, от женщины прекратилась клятва над всем человеческим родом, предающая земные наши тела смерти, чтобы с упразднением чрез Него приговора: В болезни будешь рождать детей (Быт 3:16), оправдалось сказанное у пророка: Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.

    Послания.

  • 9.

    И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его

    Познайте, говорит пророк, Того, Кто напоевает радостью, а вместе с тем и вином и Кто помазует миром находящихся в духовном Сионе. Познайте, что Он поистине есть Бог и Сын, рожденный по естеству от Бога, хотя Он и явился в образе раба и ради спасения и жизни всех сделался человеком и уподобился живущим на земле во всем, кроме одного греха. Ибо, говорит пророк, как бы уже простирая и руку, и скажут: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали… возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

    Я думаю, что эту речь приличнее всего отнести к израильтянам, которые, будучи воспитанными учением Моисея и зная предреченное святыми пророками, ожидали, что в свое время придет Спаситель и Искупитель и Господь наш Иисус Христос. Так, как я уже сказал прежде, Захария, отец Иоанна, пророчествуя в духе, говорил о Христе, что будет воздвигнут народу рог спасения ((2 Цар 22:3); (Лк 1:69)).

    Комментарий на пророка Исаию.