- 1.
Суд Господеви к живущим на земли, то есть суд с Израилем, суд строгий, но справедливый, соразмерный с преступлениями виновных.
- 2.
Ибо Пророк говорит: кровь с кровми мешают. Избили они Пророков и не насытились тем: даже когда сам Владыка Пророков пришел во Своя, и Его предали смерти, Его кровь смешали с кровью проповедников, предвозвещавших о пришествии Праведного, и не ужаснулись.
- 3.
Сего ради восплачется земля, потому что оставлена своими жителями.
- 4.
И людие твои, аки пререкаемый жрец, боятся друг друга.
- 5.
И падаешь ты во дни, потому что грешишь против закона. И падает с тобою Пророк в ночи, от темных видений сердца своего. Заставлю молчать матерь твою синагогу за то, что принудила она молчать священников, которые поставлены обличать кланяющихся тельцам, и отвергли истинное служение Богу.
- 6.
Яко ты ведение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, не жречествовати. Пророк разумеет сынов Ефремовых, которые изобрели и ввели у братий своих служение тельцам, и говорит, что Господь отвергнет их, еже не жречествовати. И это постигло Ефремлян и союзные с ними колена в скором времени, когда Господь преселил их из земли их, отнял у них чин священства, соделал для них невозможным всякое священно служение. Из слов Пророка можно также заключать, что говорит он и об Иудеях. Священство соделалось как бы их собственностью с того времени, как построен храм иерусалимский, и сыны Левиины, изгнанные Иеровоамом из владений его, к ним собрались и у них нашли себе убежище, там, по чину, отправляли свое служение, и за оное требовали у народа должных приношений. Посему вероятно, что слова: отвергу и Аз тебе, еже не жречествовати - относятся к Сомнану, первосвященнику дома Иудина. Сему нечестивцу, как написал Исаия, говорит Господь: лишу тебя чести твоей, и извергну от степене твоего (Ис 22:19).
- 7.
Славу свою в безчестие пременили, то есть променяли Бога на идолов.
- 9.
И будет якоже людие, тако и жрец. Тайна сия совершится после креста, когда дар священства отнят будет у народа иудейского, и отдан народу, который не имел священства.
- 11.
Блуд, и вино, и пиянство прият сердце их, потому что непотребствовали они в капищах идолов своих.
- 14.
С женами, ходящими по распутиям, требы жряху: то есть, с женами, неистово предающимися блудодеянию, и с идольскими жрецами, приносящими жертвы. Ибо к ним присоединялся народ и приносил с ними жертвы. Людие несмыслящии со блудницею сплетахуся. Народ Божий не разумел, Кто обитает среди них, и не постигал, как страшно Его величие, повергся же в объятия нечистых блудниц.
- 15.
Ты же, Исраилю, не делай виновным Иуду. Пророк говорит о Факее, который соединился с Раассоном, чтобы идти войною на Ахаза. И не входите в Галгалу, на погибель. И не восходите в Бефавен, волхвовать там. В Бефавене было идольское капище, куда ходили вопрошать прорицателей.
- 16.
Занеже якоже юница, старающаяся свергнуть с себя ярмо, так противится дух ваш закону Бога вашего. Упасет я Господь, яко агнца на пространстве, то есть упасет дом Иудин.
- 17.
Причастник кумиром Ефрем, берет часть из жертв идольских.
- 19.
Вихр духа возсвищет в крилех своих, и посрамятся от требищ своих; потому что не могли спасти жрецов своих.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Осии > Глава 4