Глава 9

  • 1.

    Ст. 1-2 Не радуйся Исраилю, понеже соблудил еси от Бога твоего; то есть нет уже у тебя причин к радости, когда отвратил от тебя лицо Свое Господь твой, Которого пренебрег ты и пошел в след суетных богов. Возлюбил еси даяния всякаго гумна и точила; посему гумно и точило не насытит их.

  • 2.

    Гумно и точило не будут питать их, и надежда на виноградный сок обманет их.

    См. Толкование на (Ос 9:1)

  • 4.

    Не возлияша Господеви вина: требы их, яко хлеб жалости, потому что приносят не с добрым расположением и неохотно. Вси ядущии тыя осквернятся: - это священники, которые ради собственной выгоды закалали жертвы их, и не обличали их хищения; и хлебы душ их не внидут в дом Господень.

  • 6.

    Египет соберет их и Мемфис погребет их: соберет рассеянных и погребет умерщвленных.

  • 7.

    Познает безумный Исраиль пророка изумленнаго. Если бы, как полагаете вы, был у вас Пророк, облеченный Духом, а не изумленный; то познал бы он, что умышлено Мною на Израиля, и как сподобившийся ведения, с душевным сокрушением принял бы о сем откровение, или, как Пророк, по предведению скорбел бы о сокровенности того, что должно со временем открыться. От множества неправд твоих умножится непотребство твое в служении идолам, и даже более, нежели у народов чуждых.

  • 8.

    Страж Ефрем с Богом моим. Страж истинный споспешествует делу Божию; а этот Ефрем есть пророк ложный; он пругло в деле Божием: Бог спасает от крушения, а он потопляет.

  • 9.

    Глубоко повредились и растлешася, яко же по днем Гаваона; то есть погрязли во грехе и предались непотребству, подобно жителям Гаваона, что в колене Вениаминовом, которые нечистою похотью довели до смерти жену левита, и все колена вызвали на брань, причинившую много бедствий той и другой стороне. Или Пророк указывает на то время, когда делали идолов в Гаваоне.

  • 10.

    Якоже грезн в пустыни обретох Израиля, и яко раннюю ягоду на смоковнице увидех отцы их: тии внидоша к Веелфегору, и отчуждишася на стыдение. Как путнику приятны ягоды в пустыне: так любезны были Богу отцы их, когда жили они среди язычников, Аммореев и Египтян, представляемых здесь под образом пустыни. Сыны же их внидоша к Веелфегору, и отчуждишася на стыдение. Стыдением Пророк называет идола, который был особенно мерзок.

  • 11.

    Яко птица отлете слава их. Сыны Ефремовы гордились пророчеством о них отца их Иакова, и обещали себе многочисленное потомство на многие роды. Посему Бог говорит: лишу их рожденного и носимого в утробе; отниму у них возмужавших и, живущих среди людей. Так, Бог возвещает Ефремлянам, что потомство их отлетит от них, как птица, и что суетна надежда их.