• 1.

    Ст. 1, 3 Дом израилев падеся, и к тому не приложит востати. Пало царство израильское, и нет восставляющего; потому что царства держатся воинскими силами, а их там нет. Понеже из града, из него же исхождаше тысяща, не останется в нем ста.

  • 3.

    Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева.

    См. Толкование на (Ам 5:1)

  • 6.

    Взыщите Господа и поживете. Взыщите меня, Спасителя вашего, и будете живы.

  • 8.

    Они оставили Того, Кто сотворил Арктура и Ориона, и служили богам достойным омерзения, как сказано у Иеремии: бози, иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут ((Иер 10:11)). Обращаяй во утро сень смертную, или тесноту в свободу, или плач в радость.

  • 9.

    Кто немощному дает владычество над крепким, и уничиженнаго превозносит над высоким, то есть Езекию и уничиженный и смиренный народ его превозносит над ассирийским царем высокомерным и гордым.

  • 11.

    Ст. 11, 13 Домы украшены соградисте, и не вселитеся в них. В украшенных домах, которые для своего удовольствия соорудили вы себе самим, не будете обитать вы за нечестие ваше; потому что пороги их не благословены стопами бедных. Пророк говорит это князьям народа за притеснения бедных. То же повторяет им, когда говорит: сего ради смысляй в то время премолчит; освободит себя от саждения и созидания, приобретет же душу свою покаянием, и наздаст себя милостынями.

  • 13.

    Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время.

    См. Толкование на (Ам 5:11)

  • 14.

    Взыщите добра, и будет Господь с вами. Чтобы не говорили: Богу ненавистен мир. Пророк взывает: возлюбите добро, и Господь будет с вами.

  • 18.

    Ст. 18, 20-21 И еще, чтобы не повторялось то же, что говорили в насмешку Пророкам: да приближится и да приидет совет Святаго ((Ис 5:19)): где гнев, которым угрожали? Амос присовокупляет: увы люте желающим дне Господня - говорящим: напрасны угрозы Пророков, слово не исполняется на деле! И день Господень тма, а не свет, потому что в день сей бедствия, каких вы не ожидали, встретят вас за веселье ваших праздников, яже отвергох, и не обоняю жертв, то есть вина возлияний ваших.

  • 20.

    Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния.

    См. Толкование на (Ам 5:18)

  • 21.

    Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.

    См. Толкование на (Ам 5:18)

  • 23.

    Отстави от Мене глас песней твоих. Поелику Иудеи отринули жертвы и праздники Господни; то Бог отвергает песнопения их при празднествах. Хочу, говорит, чтобы умолк глас песнопений, потому что вы с сими песнопениями проводите праздники идолов ваших.

  • 25.

    Ст. 25-26 Егда заколения и требы принесосте Ми в пустыни лет четыредесять? Господь сим дает разуметь, что не за жертвы их расточал им блага в пустыне. Даже не были вы и благодарны Мне за это, но, восприясте скинию Молохову, и скинию идола вашего Хиуна. Подъях вас яко на крилех орлих ((Исх 19:4)), и путеводило вас облако, восходившее от скинии Моей; а вы вместо скинии Моей устроили себе скинию Молохову, а за столп огненный сделали себе звезду бога вашего, и поклонялись ей.

  • 26.

    Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя.

    См. Толкование на (Ам 5:25)

  • 27.

    Преселю вы далее Дамаска. Теперь не буду переносить вас от стана до стана, как в пустыне, но преселю далее Дамаска. Поелику Дамаск был для них домом надежды: то Господь говорит, что переселит далее сего дома надежды, перенося подобно пыли, гонимой ветром.