- 1.
Ст. 1-3 Видех свиток летящ, в долготу лактей двадесяти и в широту десяти лактей, и рече мне: сия клятва исходящая на лице всея земли, истребить землю за грехи обитателей ее. Сказанное Пророком о виденном свитке указываете на воплотившегося Эммануила, Который вознесен был на крест. Если же кто возразит на сие, что Пророк говорит здесь о клятве, то да вразумят его слова Апостола, сказавшего: Христос был по нас клятва ((Гал 3:13)). Тем, что долгота и широта свитка, взятые вместе, составляли тридцать лактей, и что земля иудейская была в запустении семьдесят лет, представляется нам таинственное изображение того греха, какой учинили Иудеи, дав предателю тридцать сребренников, и того вечного запустения, какое постигло Иерусалим по предсказанию о сем Даниила ((Дан 9:27)).
- 2.
И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей.
См. Толкование на (Зах 5:1)
- 3.
И рече: зане всяк тать от сего даже до смерти отмщен будет, т.е. подвергнется праведному осуждению.
См. также Толкование на (Зах 5:1)
- 4.
И изнесу его, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татя, и скончает древа его, и камение его. Сии слова указывают на ту цель, какую имел в виду Пророк. Евреи по возвращении из плена, хотя снова слышали закон от священников, возвещавших им оный, но слушали с заткнутыми ушами, и дозволяли себе татьбу, клятвопреступления, обман, по своей воле изъясняли заповеди Господни, говоря: «мы не грешны, потому что нищетою и бедностью вынуждены быть татями и обманывать; а кто бываете татем и обманывает по бедности, с того Бог не взыщет». Посему-то Бог показал посланный от него летящий по воздуху свиток, на котором написано было наказание татям и клятвопреступникам.
- 5.
Ст. 5-7 И еще показал мне Ангел, глаголяй во мне, и рече ко мне: сия мера, на которой неправда всей земли. И се талант оловян вземляйся: и се жена едина седяше посреде меры. Под образом меры в таинственном смысле показывается число, тяжесть и мера грехов человеческих, как и в другом месте Писания читаем: не бо исполнишася греси Аммореев ((Быт 15:16)). И Господь наш говорил Иудеям: и вы исполните меру отец ваших ((Мф 23:32)). Ангел, показав Пророку меру, сказал, что в ней заключаются беззакония человеческие. Объяснена также и причина сего видения. Сыны Израилевы по возвращении из плена, терпя бедствия от окружающих народов, в малодушии говорили: «грехи наши и грехи отцов наших доныне еще на нас, Бог не показывает нам милосердия, не истребляет врагов, причиняющих нам вред, и не избавляет нас от них. Для чего же нам мучить себя напрасным трудом? Для чего возобновлять город и храм? Если и захотим воссоздать их; то враги воспрепятствуют нам в этом, ведя с нами непрестанную брань». Посему-то Бог показывает Пророку меру и седящую посреде меры жену, которая изображала собою беззакония, и в то же время открывает, что жена не останется в Иудеи, но будет отнесена в Вавилон, где страдали сыны Израилевы: там создадут ей храмину, там останется она, пока не придет время погибели и истребления, предназначенных ей. Впрочем, хотя сказанное о жене изгнанной и перенесенной навсегда в Вавилон ближайшим образом указывает на частное Божие определение об истреблении грехов Израильтян, но теми же словами таинственно назнаменуется и истребление грехов всего мира. Камень оловянный, вложенный в уста жены, представляет нам Господа нашего, Который заключил и заградил уста греху, чтобы более не поглощал он души живых.
- 6.
Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит ефа, и сказал: это образ их по всей земле.
См. Толкование на (Зах 5:5)
- 7.
И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы.
См. Толкование на (Зах 5:5)
- 9.
И се две жены исходящия, и дух в крилех их. Две жены, взявшие грех и перенесшие его в Вавилон, изображают нам Божественную правду и отмщение; в ином же смысле изображают они Апостолов и Пророков, которые на крылах своих подъяли грех и ввергли его в мысленный Вавилон.
- 10.
Ст. 10-11 Имяху крыла, яко криле вдодовы. И рех: камо сия относят меру? И рече ко мне: создати ей храмину в земли Вавилонстей, и уготовати, и положат ю тамо. Крыла жен, подобные крылам аиста, изображают царство иудейское и израильское, которые, по своему изволению и злому обычаю, неукротимо стремились к грехам. И Пророк показывает, что они, при всяком удобном случае, спешат и как бы на крылах летят ко лжи и к идолослужению. Ангел ответствует: создати ей храмину в земли Вавилонстей. Сим означается, что нечестие и идолослужение Иудеев, хотя рукою Апостолов и Пророков будут изгнаны от них, однако же частью останутся у них, и продолжатся до пришествия антихриста, который будет царствовать в земле вавилонской.
- 11.
Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе.
См. Толкование на (Зах 5:10)
- 4.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Захарии > Глава 5