- 2.
Се Аз полагаю Иерусалима яко преддверия движимая всем людем окрест. Пророк показывает союз народов чуждых, в какой, при содействии царей египетского и сирийского, вступят они против Иерусалима. И на Иуду с Иерусалимом будет обседение.
- 3.
И будет в день оный положу Иерусалима камень, попираемый всеми языки: всяк попираяй его поругается, то есть будет наказан и почувствует удар. И соберутся нань вси языцы земли.
- 4.
В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякаго коня во ужас и всадника их в безумие, то есть все уготовления на брань сделаю бесполезными. И на дом Иудов отверзу очи Мои, чтобы сохранить и обогатить его.
- 5.
И рекут тысящницы Иудины в сердцах своих: сильнее нас живущие во Иерусалиме, но не своими силами, а о Господе Вседержителе Бозе их. Пророк говорит сие о Маккавеях, которые, укрепляемые Божиею силою, превозмогли и победили Греков, вторгшихся в землю их, прогнали и низложили их.
- 6.
И населится Иерусалим еще на месте своем в Иерусалиме. Под образом Иерусалима, населяемого в Иерусалиме, Пророк представляет душу, которая от Господа нашего прияла прежнюю лепоту свою, и вселится в небесном Иерусалиме, который свободь есть ((Гал 4:26)),
- 7.
И спасет Господь селения Иудова, то есть Иудеев спасет от Греков, как избавил их прежде от племени Гогова.
- 8.
И будет в день онь, защитит Господь живущих в Иерусалиме, и будут немощный в них яко Давид. Сила Божия будет осенять и избавлять их, почему немощный и слабый, в день брани, соделается подобным Давиду, поразившему Голиафа. А дом Давидов яко Бог, то есть потомки Давидовы, вспомоществуемые Богом, уподобятся Богу, изведшему Иудеев из Египта. Якоже ангел Господень, который пред ними поразил Хананеев. В смысле таинственном немощный означает у Пророка Церковь, сей духовный Иерусалим, или означает того, кто есть мний в обществе верующих, и о ком Господь наш говорит, что он болий есть Иоанна Крестителя ((Мф 11:11)); здесь же приточно называется Давидом. Дом Давидов изображает предстоятелей Церкви нашей - Апостолов,. которым даны престолы в сонме праведников, чтобы восседать на сих престолах и, подобно Богу, судить двенадцать колен Израилевых. В другом же смысле сими образами представляется высокое достоинство плоти человеческой, какого достигнет она в тот день, когда возвысится до духовного естества. А мысленный дом Давидов есть душа, которая некогда приобретет такое благолепие, что соделается подобною Богу. Все сие, если разуметь о том, кто есть мний в Церкви, и об Апостолах, исполнилось во время евангельской проповеди; а по другому разумению исполнение сего будет в день воскресения.
- 10.
И излию на дом Давидов дух благодати и щедрот. И воззрят на-Нь, Егоже прободоша. Излию на народы, уверовавшие во Христа по распятии Его, и на священников Церкви, на которых изливается от Бога божественная благодать и дар Святого Духа. Они будут взирать и возлагать упование на Христа, Которого ребра прободены. В другом смысле относится сие к распинателям Иудеям, которые, в день воскресения, воззрят на Христа, и тогда соделается для них совершенно известным и явным, что Он есть Тот Самый, Которому пронзили они копьем ребра. В историческом смысле слова: восплачутся о Нем плаканием, яко о возлюбленном (первенце), и воззрят на-Нь, Егоже прободоша, означают то, что любившие Иуду Маккавея возрыдают и восплачут, когда пронзят и умертвят его язычники, и будут плакать о нем, как об единородном. Восплачутся, говорит Пророк, и поболят о нем болезнию, яко о первенце, то есть восплачутся подобно матери, сокрушающейся о первенце и притом единородном.
- 11.
В день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие Ададримона на поле Магедоне. В это время вопль будет столько же велик, как и в тот день, когда Египтяне умертвили Иосию на поле Магедоне. Таковы же действительно были плач и рыдание об Иуде Маккавее, прославившемся блистательными победами в войнах с народами, которые вели брань с Иерусалимом и с народом иудейским. Когда Иуда был умерщвлен, тогда Иерусалим и жители его горько плакали о нем. Вполне же исполнилось сие на Господе нашем. В день страдания Его возрыдала вся тварь, как о первенце, распались камни, поколебалась земля, солнце померкло на тверди, возстенал самый ад, оставляемый исходящими из него мертвецами.
- 12.
Ст. 12-13 Восплачется земля по племенам племенам, то есть, восплачутся все племена, и в каждом восплачутся все. Колено дому Давидова о себе, и жены их о себе. Колено дому Нафанова о себе и проч., то есть в каждом колене плакали мужи отдельно от жен, и жены отдельно от мужей. Так, по сказанному нами, действительно было при смерти Иуды Маккавея. В смысле же духовном и во всей полноте должно относить сие к смерти Господа нашего.
- 13.
племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо.
См. Толкование на (Зах 12:12)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Захарии > Глава 12