Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 8 9 13 14
  • 1.

    Ст. 1-2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

    Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление (Притч 1:1).

    Толкование Псалмов.

  • 2.

    чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

    См. Толкование на (Притч 1:1)

  • 3.

    Ст. 3-4 прияти же извития словес и разрешения гаданий, уразумети же правду истинную и суд исправляти; да даст незлобивым коварство, отрочати же юну чувство же и смысл

    Как ты знаешь, бывают некоторые пороки, которые, по очевидному различию, противоположны добродетели, как, например, неблагоразумие по отношению к благоразумию. Бывают же такие, которые, поскольку они пороки, постольку противоположны добродетелям, но, тем не менее, и сходны неким обманным образом с ними: например, когда мы благоразумию противопоставляем не безрассудство, но хитроумие. Ибо теперь я говорю о том хитроумии, под которым обыкновенно больше понимают и обозначают нечто лукавое, а не о том, как обычно это слово выражено в нашем Писании, каковое зачастую вкладывает в него положительный смысл, отчего встречаются такие места: будьте мудры, как змии (Мф 10:16), а также когда говорится, чтобы простым дать смышленость (Притч 1:4). <…> Точно так же и неправедность противится праведности по явному несходству, тогда как обыкновенно страсть отмщения рядится в праведность, но остается пороком.

    Письма.

  • 4.

    да даст незлобивым коварство, отрочати же юну чувство же и смысл

    См. Толкование (Притч 1:3)

  • 7.

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    По предписаниям Божиим, которые мы принимаем, дабы вести себя благо, да обустроишь ты жизнь свою и нравы, исходя из благоговейного страха; ибо начало мудрости - страх Господень (Притч 1:7), которым ломается и хиреет человеческая гордыня. Потом же, как в благоговении умягчишься и станешь кротким, не будешь ретивой страстностью подвергать сомнению также то, что и ты до сего дня не понимаешь, и что невеждам представляется нелепым и противоречащим себе в Священном Писании. И не будешь пытаться затмевать собственным разумением смысл божественных книг, но более умалишься и в кротости свой разум попытаешься расширить, нежели безудержно будешь производить нападки на сокровенное.

    Письма.

  • 11.

    Ст. 11-15 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины… наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», — сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их

    Приводимые в Притчах слова нечестивых: подстережем непорочного без вины… наберем всякого драгоценного имущества (Притч 1:11), - не до такой степени темны, чтобы их нельзя было без особого и старательного толкования применять к Христу и Его имуществу - Церкви. Нечто подобное и сам Господь Иисус влагает в евангельской притче в уста злых делателей: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (Мф 21:38).

    О Граде Божьем.

  • 12.

    живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу

    См. Толкование на (Притч 1:11)

  • 13.

    наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею

    См. Толкование на (Притч 1:11)

  • 14.

    жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас

    См. Толкование на (Притч 1:11)

  • 15.

    сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их

    См. Толкование на (Притч 1:11)

  • 24.

    Ст. 24-28 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня

    Что значит то, что во многих местах гласит Писание: воззовут, и не послушаю их (Притч 1:24). <…> О них сказано: не призывающие Бога (Пс 52:5). Призывают, но не Бога. Ведь можно взывать к тому, кого любишь; можно взывать к тому, кого к себе приглашаешь, к тому, чьего прихода к себе желаешь. В свой черед, если взывать к Богу, дабы имел место денежный доход, дабы выпало наследство, дабы сподобиться мирских почестей, то и призовешь то, чьего появления добиваешься; но установишь, что Бог - пособитель твоей алчности, а не Тот, Кто внемлет прошению. Бог благ, если дает, что желаешь. Но если желаешь ты дурного, не большей ли милостью будет не воздать тебе? Но тогда, если не даст, то и Богом для тебя не будет; и ты вопиешь: сколько я молился, сколь часто я испрашивал, и не послушал меня! А что же ты просил? Вот бы недруга твоего постигла смерть! А если и он попросит для тебя? Тот же, Кто сотворил тебя, сотворил и его; ты человек, и он человек, а Бог - судия, слушает обоих и не послушает обоих. Ты печалишься, поскольку не послушали тебя против него; радуйся же, что не послушали его против тебя.

    Толкование Псалмов.


    Между надеждой и отчаянием мечется дух. Следует бояться, чтобы не сразила тебя надежда, ибо коль скоро много ты надеешься на милосердие, то будешь подлежать суду. Должно бояться, с другой стороны, чтобы не сразило тебя отчаяние, ибо коль скоро ты полагаешь, что не будет тебе прощена тяжесть совершенного тобой, то не будет у тебя раскаяния и попадешь ты под суд мудрости, которая говорит: За то и я посмеюсь вашей погибели (Притч 1:26).

    Что же, стало быть, делать Господу с теми, кто объят обоими недугами? Тем, которые испытуемы надеждой, говорит следующее: Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения (Сир 5:8-9). Тем, которые испытуемы отчаянием, что Он говорит? В какой бы день беззаконник ни обратился, забуду все беззакония его. Значит, ради тех, кто отягощен отчаянием, Он предусмотрел гавань прощения, а ради тех, кого развращает надежда и на кого воздействует соблазн попусканий, сделал так, что день кончины неизвестен. Когда придет последний день, тебе неведомо. Не будет ли с твоей стороны неблагодарным откладывать, раз ты располагаешь днем нынешним, в который можешь исправиться?

    Трактат на Евангелие от Иоанна.

  • 25.

    и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли

    См. Толкование на (Притч 1:24)

  • 26.

    За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас

    См. Толкование на (Притч 1:24)

  • 27.

    когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота

    См. Толкование на (Притч 1:24)

  • 28.

    Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня

    См. Толкование на (Притч 1:24)