• 22.

    Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

    Соответственно образу Бога сказано: я родилась прежде холмов (Притч 8:24), то есть раньше всех прочих тварей; прежде денницы рождение Твое (Пс 109:3), то есть раньше всякого времени и всего временного. Соответственно образу раба сказано: Господь создал меня в начале путей Своих ((Притч 8:22) LXX). Соответственно образу Божию сказано: Я есмь Истина, а соответственно образу раба: Я есмь путь (Ин 14:6). И Он же как первенец из мертвых (Откр 1:5) проложил дорогу Церкви Своей к Царству Божию, к жизни вечной, завершение которой - в бессмертии также и тела, поэтому и сотворен Он в начале путей Божиих.

    О Троице.


    Не в силах мы вернуться к Богу иначе как через смирение, оскользнувшиеся в гордыне в соответствии с тем, что было сказано первому созданию из нас: вкусите, и будете как боги (Быт 3:5). Итак, Сам Обновитель наш почитается как Тот, Кто в Себе самом показал образец такого смирения, Кто указал на путь, по которому должно возвращаться. Как Тот, Кто не почитается похитителем равного Богу достоинства, но Сам Себя умалил, приняв облик раба, дабы, соделанный началом путей Божиих, каковое есть Слово, по которому все произошло, стал человеком.

    О вере и символе.

  • 35.

    потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа

    Человек в раю способен был, оставив праведность, добровольно умертвить себя; для сохранения же праведной жизни одного желания его было мало, если бы не помогал Тот, Кто сотворил его. Но после падения милость Божия имеет большее значение, так как должна быть освобождена от рабства и сама воля, над которой со смертью властвует грех. И конечно, освобождается она не сама по себе, но только при помощи благодати Божьей, основанной на вере во Христа; так что от Господа уготовляется, как написано, сама воля ((Притч 8:35) LXX), которая могла бы получать прочие дары Божии, а через эти дары можно было бы приходить к вечному духу.

    Энхиридион.