Глава 5

  • 1.

    Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его

    Если исследовать, что означает гора, то хорошо понять, что она символизирует высшие заповеди праведности, поскольку те, что были даны иудеям, были меньше. Единый Бог через святых пророков и Своих служителей согласно вернейшему распределению времен дал меньшие заповеди народу, которому надлежало тогда быть связанным страхом. А высшие заповеди через Своего Сына [Он дал] народу, которому уже подобало освободиться любовью.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 5.

    Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

    Я полагаю, что это та земля, о которой говорится в Псалмах: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых (Пс 141:6). Ибо она означает некоторую прочность и неизменность вечного наследия, где душа через доброе расположение словно бы находит успокоение на своем месте, как тело на земле, и где питается своей пищей, как тело от земли. Это и есть покой и жизнь святых. Кроткие же - это те, кто уступают нечестивым и не противятся злу, но побеждают зло добром. Поэтому далекие от кротости спорят и сражаются за земные и преходящие вещи. Блаженны же кроткие, ибо они наследуют землю, с которой не могут быть изгнаны.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 7.

    Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

    Послушай же, что следует далее: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Как ты поступишь, так и с тобой поступят. Поступай с другим так, как [хотел бы, чтобы] поступали с тобой. Ибо ты пребываешь в изобилии и нуждаешься: ты изобилуешь преходящими [вещами], а нуждаешься в вечных. Ты слышишь нищего человека, но и сам ты нищий пред Богом. У тебя просят, и ты просишь. И как ты поступил со своим просителем, так и Бог поступит со Своим. Ибо ты и преисполнен, и неимущ: преисполни неимущего от полноты своей, чтобы от полноты Бога преисполнилось и твое неимение.

    Проповеди.

  • 8.

    Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

    Послушай же, что следует далее: Блаженны чистые сердцем, то есть те, кто чисты сердцем, ибо они Бога узрят. Это - предел нашей любви. Предел, при котором мы достигаем совершенства, а не уничтожаемся. Пища имеет предел, одежда имеет предел: пища - потому что уничтожается во время еды, а одежда - потому что совершенствуется, когда ткется. Предел имеет и то, и другое: но один ведет к уничтожению, а другой - к совершенству. Что бы мы ни делали, как бы хорошо ни поступали, к чему бы ни стремились, чем бы похвальным ни возгорались, что бы безупречное ни жаждали, но после того, как пришли к созерцанию Бога, нам не требуется большего. Ибо что еще искать тому, в ком присутствует Бог? Или что будет достаточно тому, кому недостаточно Бога? Мы желаем узреть Бога, мы стремимся узреть Бога, мы горим желанием узреть Бога. А кто нет? Но заметь, что сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Готовь то, чем ты узришь [Его]. Или, обращаясь к телесным образам, как ты хочешь [увидеть] восход солнца воспаленными очами? Если очи здоровы, этот свет будет наслаждением, а если нездоровы, то этот свет будет мучением. Ибо тебе не позволено созерцать нечистым сердцем то, что созерцается только чистым сердцем.

    Проповеди.

  • 9.

    Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

    Итак, если в глубине души человека и ведется некая повседневная борьба, то эта похвальная война направлена на то, чтобы высшее [в человеке] не одолевалось низшим, чтобы желание не побеждало разум, чтобы вожделение не побеждало благоразумие. Это тот самый надлежащий мир, который ты должен созидать в себе, чтобы все, что есть в тебе лучшего, властвовало над низшим. А лучшее в тебе - то, где находится образ Божий. Это зовется разумом, зовется рассудком: там пылает вера, там укрепляется надежда, там возгорается любовь.

    Проповеди.


    В мире совершенство там, где нет никакого противодействия. И потому сыны Божии - миротворцы, ибо ничто не противостоит Богу, и непременно сыновья должны обладать подобием с Отцом. Сами же по себе миротворцы - это те, кто, усмирив и подчинив рассудку, то есть уму и духу, движения своей души и сумев обуздать плотские вожделения, достигает Царства Божия, где все устроено таким образом, что все, что есть в человеке замечательного и превосходного, властвует без противодействия над всем прочим, что свойственно нам и животным. И именно то, что возвышается в человеке, то есть ум и рассудок, подчиняется лучшему: тому, что является самой истиной Единородного Сына Божия.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 10.

    Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

    За правду. Это дополнение отделило мученика от разбойника. Ведь и разбойник за свои злодеяния претерпевает гонения, но не венец приобретает, а несет должное наказание. Мучеником делает не наказание, но причина: прежде он выбирает причину и затем претерпевает наказание. Когда Христос страдал, в одном месте находилось три креста: Сам Он в центре, по обе стороны от Него два разбойника. Посмотри на наказание, нет ничего более похожего: однако один разбойник обрел на кресте рай. Тот, Кто в центре, Судящий, осуждает надменного и спасает смиренного. Древо стало судилищем Христовым. Что же делает Тот, Кто будет судить и Кто смог быть осужден ими? Он говорит исповедовавшемуся разбойнику: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Ведь и он мучился. Но что же сказал? Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк 23:42). Знаю, говорит, мои злодеяния: я готов до тех пор распинаться, пока Ты не придешь. Ибо все, кто смиряет себя, возвысятся. Христос тотчас вынес Свой приговор и даровал прощение.

    Проповеди.

  • 16.

    Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного

    Под сосудом ставит свечу всякий, кто в мирских интересах скрывает и утаивает свет благого учения. А на подсвечнике - тот, кто покоряет свое тело на служение Богу, чтобы возвещение истины было высшим, а порабощение тела - низшим. И через само телесное порабощение еще выше будет сиять учение, которое через телесные свойства, то есть через голос, язык и другие телесные движения, проникает в дела научающихся.

    …Разумеется, евангельские слова свидетельствуют сами за себя и не заграждают уста жаждущих, поскольку питают сердца стучащих. И следует непременно исследовать, куда направлено стремление человеческого сердца и что оно ожидает. Ведь если кто-нибудь желает, чтобы его благие дела увидели люди, то ценит человеческую славу и выгоду и ищет ее пред глазами людей. Ничто же из того, что заповедал об этом Господь, [такой человек] не выполнил, потому что старался совершать свою правду перед людьми, чтобы они видели его. И не настолько воссиял его свет перед людьми, чтобы они видели его благие дела, чтобы прославлять Отца Небесного. Ибо он восхотел прославить себя, а не Бога, и стяжал свою выгоду, а не возлюбил волю Господа. О таких говорит апостол: Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (Флп 2:21). Таким образом, мысль не закончена на том, где говорится: Так светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, но тут же добавлено, почему это должно быть сделано: чтобы они прославляли Отца вашего Небесного. Чтобы человек, творя благое перед людьми, имел стремление творить добро в своем сознании и не старался стать известным, как только во славу Божию, ради пользы тех, кому он становится известен.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 22.

    А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной

    Так что же нам делать? Кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф 5:22), но язык укротить никто из людей не может (Иак 3:8). Поэтому все попадут в геенну огненную? Да не будет! Господи! Ты нам прибежище в род и род (Пс 89:2). Справедлив гнев Твой: никого не посылаешь Ты несправедливо в геенну. Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу (Пс 138:7), если не к Тебе? Поэтому давайте понимать так, мои возлюбленные, что если язык укротить никто из людей не может, то следует искать прибежище в Боге, Который может укротить наш язык. Ведь если ты пожелаешь укротить его, то не сможешь, потому что ты - человек. Язык укротить никто из людей не может. Посмотрите на сходство с теми животными, которых мы укрощаем. Лошадь не укрощает сама себя; верблюд не укрощает сам себя; слон не укрощает сам себя; змея не укрощает сама себя; лев не укрощает сам себя: так и человек не укрощает сам себя. Но чтобы укротить лошадь, быка, верблюда, слона, льва, змею, требуется человек. Так и Бог необходим, чтобы укротить человека.

    Проповеди.

  • 24.

    оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

    Таким образом, под жертвенником, находящимся в глубине храма Божьего, мы можем духовно понимать саму веру, образом которой является видимый жертвенник. Ибо какой бы дар мы ни приносили Богу: пророчество ли, учение, молитву, гимн, псалом или какой-либо иной духовный дар, который представился душе, - он не может быть принят Богом, если не подкрепляется искренней верой и не утвержден в ней твердо и неколебимо, чтобы то, что мы произносим, могло бы быть чистым и безупречным.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 26.

    истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта

    Уплату последнего кодранта нельзя понимать как нелепость. Напротив, следует полагать, что ничто, «вплоть до последней капли», не остается безнаказанным, как мы говорим в разговоре, когда хотим показать, что совершенно ничего не осталось. Или же названием последнего кодранта обозначались земные прегрешения. Ведь четвертой и последней из различных частей этого мира является земля: начиная с небес, вторым ты считаешь воздух, воду - третьей, землю - четвертой. Поэтому выражение «пока не отдашь до последнего кодранта» может, соответственно, пониматься, как «пока не искупишь земные грехи». Ведь это слышал и грешник: Прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19).

    О нагорной проповеди Господа.

  • 30.

    И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

    В этом вопросе мне ничто не показалось более подходящим, чем [понятие] «любезнейший друг». Ведь это тот, кого мы справедливо можем назвать частью себя и кого мы сильно любим. Мы [можем назвать] его и советчиком, поскольку он является глазом, указывающим путь, притом в божественных делах, поскольку он - правый. Хотя и левый - любезный советчик, но в делах земных, относящихся к нуждам тела, о котором было излишне и говорить, что он вводит в соблазн, поскольку этого не дано избежать даже правому [глазу]. В божественных делах советчик вводит в соблазн, если пытается вносить какую-нибудь пагубную ересь под именем религии и учения. Поэтому как правая рука воспринимается как любезный помощник и исполнитель в божественных делах (ведь так же, как под глазом справедливо понимается созерцание, так под рукой - действие), так и левая рука понимается как дела, которые необходимы для этой жизни и тела.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 45.

    да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных

    Сказано: Да будете сынами Отца вашего Небесного. Исходя из этого правила следует понимать и то, почему Иоанн говорит: Он дал им власть быть чадами Божиими (Ин 1:12). Потому что по природе есть Один Сын, Который совершенно не знает греха. Однако полученной властью мы становимся сынами, поскольку ею исполняем то, что Он нам заповедал. Поэтому и апостольское учение говорит об «усыновлении», благодаря которому мы призываемся к вечному наследию, чтобы могли быть сонаследниками Xристу. Итак, духовным возрождением мы делаемся сынами и усыновляемся в Царство Божие не как чужие, но как Его создания и дети.

    Поскольку [Бог] призывает нас к этому через Самого Единородного [Сына], то Он призывает нас к Своему подобию. Ведь Он, как подобающе сказано, повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. И либо ты можешь понимать под «солнцем Своим» не то, видимое телесными глазами, но Премудрость, о Которой говорится: Она есть отблеск вечного света (Прем 7:26), о Которой также сказано: «Восход для меня Солнце правды», и еще: А для вас, благоговеющие пред именем Господним, взойдет Солнце правды (Мал 4:2). Так же и под «дождем» ты можешь понимать орошение истинного учения, поскольку Христос явился и добрым, и злым и благовествовал добрым и злым. Либо ты предпочитаешь понимать это солнце как открытое телесным глазам не только людей, но и животных, и этот дождь - таким, от какого родятся плоды, которые даны нам для подкрепления тела. Я полагаю, что более вероятно следует понимать, что это духовное солнце восходит только для добрых и святых, поскольку именно о нем скорбят нечестивые в той книге, которая называется «Премудрость Соломона»: И солнце не озаряло нас (Прем 5:6). И этот духовный дождь орошает только добрых, поскольку злых символизировал виноградник, о котором сказано: И повелю облакам не проливать на него дождя (Ис 5:6).

    О нагорной проповеди Господа.