Глава 6

  • 4.

    чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

    Лицемер - это тот, кто как в Церкви, так и в повседневной человеческой жизни желает казаться тем, чем не является. Ведь он притворяется, не являя праведности, потому что всю выгоду полагает в людской славе, которую могут стяжать даже лицемеры, когда вводят в заблуждение тех, кому кажутся добрыми и кем прославляются. Но такие не обретают вознаграждение от зрящего сердца Бога, разве что наказание за обман. Ибо они уже получили, говорит, от людей свою награду. И о них самым справедливым образом будет сказано: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие. Ибо вы произносили имя Мое, но не творили Мои дела». Поэтому уже получили свое вознаграждение те, кто творит милостыню только для того, чтобы прославиться перед людьми, а если не прославиться перед людьми, то поступают так, чтобы прославиться, как уже обсуждалось выше. Ведь тот, кто поступает правильно, не [должен] стремиться к людской похвале, но сама похвала должна следовать за тем, кто верно поступает, дабы достигли преуспеяния те, кто может подражать тому, что восхваляют, а не так, чтобы тот, кого хвалят, считал их до некоторой степени полезными для себя.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 6.

    Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

    Недостаточно войти в комнату, если дверь открыта негодным [вещам], через которую они, находясь снаружи, бесстыдно прорываются и нападают на наше внутреннее.

    Как мы сказали, снаружи находится все временное и видимое, что вторгается через дверь, то есть через плотское чувство, в наши помышления и множеством суетных представлений мешает молящимся. Поэтому следует затворить дверь, то есть следует противостоять плотскому чувству, чтобы духовная молитва была устремлена к Отцу, [молитва], которая совершается в глубине сердца, где она обращена к Отцу, Который втайне. И Отец твой, сказано, видящий тайное, воздаст вам. Это [наставление] необходимо было завершить столь важным заключением. Ведь оно побуждает нас ныне не [просто] к тому, чтобы мы молились, но [указывает], как нам молиться; так же как выше [указывало] не только на то, чтобы мы творили милостыню, но с каким намерением творили ее. Потому что оно учит о чистом сердце, которое ничто не очищает, кроме единого и искреннего стремления к вечной жизни благодаря одной чистой любви к Премудрости.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 9.

    Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое

    Итак, пусть новый народ, призванный к вечному наследию, пользуется словом Нового Завета и говорит: Отче наш, сущий на небесах, то есть среди святых и праведных - ибо Бог не ограничен пространством. Небеса же, со своей стороны, превосходят все тела мира, но лишь те тела, которые не могут располагаться нигде, кроме как в пространстве. Если же считать, что Бог располагается на небесах, словно на неких превосходящих землю частях, тогда птицы, образ жизни которых ближе к Богу, более почтены [Им]. Но ведь не написано: «Господь близок к возвышенным людям или к тем, кто обитает в горах», но написано: Близок Господь к сокрушенным сердцем (Пс 33:19), что более относится к смирению.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 10.

    да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе

    Слова Да приидет Царствие Твое не означают, что сейчас Бог не правит. Но возможно, кто-то скажет, что здесь сказано «приидет на землю», словно Он не царствует на земле сейчас так же, как и всегда на ней царствовал от сотворения мира. Поэтому «да приидет» следует понимать как «да откроется людям». Ведь точно так, как нынешний свет отсутствует для слепых или тех, кто закрывает глаза, так и Царство Божие, хотя никогда не отделяется от земли, отсутствует для находящихся в неведении. Однако никому не будет позволено находиться в неведении о Царствии Божием, когда Его Единородный [Сын] не только умозрительно, но также и видимо, придет с небес при [всеобщем] воскресении людей судить живых и мертвых.

    …Также и это выражение: да будет воля Твоя и на земле, как на небе - означает: «как среди святых и праведных, так и среди грешников». Это можно понять двояко: или чтобы мы молились даже за наших врагов (ведь для чего иного существуют те, вопреки желанию которых возрастает христианская и православная слава?), чтобы слова да будет воля Твоя и на земле, как на небе были сказаны так, словно бы говорилось: «да творят волю Твою как праведники, так и грешники, чтобы они обратились к Тебе». Или [это следует понимать] так: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе, чтобы каждому воздавалось свое. Это произойдет на последнем суде, чтобы была воздана награда праведным и осуждение грешникам, когда овцы будут отделены от козлов.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 12.

    и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

    Это, конечно же, можно понимать так: хотя мы говорим: прости нам, как и мы прощаем, после этого изобличаемся в том, что поступаем против этого правила, если не отпускаем тем, кто просит прощения, поскольку и мы, прося прощения у великодушнейшего Отца, хотим получить прощение. Но в том повелении, где нам заповедано молиться за наших врагов, говорится не о тех, кто просит прощения. Ибо таковые не являются [нашими] врагами. И никто никоим образом не может сказать, что он молится за того, кому не простил. Вот почему следует согласиться, что мы должны простить все грехи, которые совершаются против нас, если хотим получить прощение от Отца за то, что совершили.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 13.

    и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

    Следует рассмотреть и изложить различие этих семи прошений. Ведь хотя наша жизнь сейчас протекает во времени и уповает на [жизнь] вечную, и хотя вечные [вещи] имеют преимущество по достоинству, какие бы преходящие действия ни вели к ней, [однако] исполнение первых трех молений, хотя и берет начало в этой жизни, которая протекает в этом мире (ведь и освящение имени Божьего начало осуществляться с пришествия Господа в смирении, и пришествие Его Царства, в котором Он явится в славе, станет очевидным уже не после скончания мира, но в конце мира; и исполнение Его воли, как на небе, так и на земле (Мф 6:10) (ты можешь понимать небо и землю как праведников и грешников, или как дух и плоть, или как Господа и Церковь, или как все вместе), совершится по достижении нашего блаженства и потому по окончании времени, однако все три [прошения] пребудут в вечности. Ведь и освящение имени Божьего вечно, и Царству Его не будет конца, и вечная жизнь обещана для нашего совершенного блаженства. Следовательно, эти три совершенные и законченные [прошения] будут пребывать в той жизни, которая нам обещана. Остальные же четыре [прошения], с которыми мы обращаемся [к Богу], как мне кажется, относятся к этой преходящей жизни. И первое из них: Хлеб наш насущный дай нам на сей день (Мф 6:11). Ведь само по себе то, что названо насущным хлебом (означает ли он духовный [хлеб] в Таинстве или видимый в пище), относится к тому времени, которое [Господь] назвал сей день. Не потому, что духовная пища не является вечной, но потому, что то, что названо в Писании насущным, является душе или в звуке речи, или во всяких преходящих знаках, которых не будет после того, когда все будут научены Богом (Ис 54:13), воспринимая сам невыразимый свет истины чистым умом, а не выражая движением тела. Ведь, пожалуй, поэтому здесь сказано о хлебе, а не питье, ибо хлеб через измельчение и пережевывание превращается в пищу, так же как Писания питают душу через раскрытие и рассуждение, а питье словно готовое проникает в тело. Так что хлеб является истиной тогда, когда назван хлебом насущным; а питье тогда, когда не нужно будет никакое усилие истолкования и рассказывания, словно измельчения и пережевывания, но будет только глотание чистой и прозрачной истины. И ныне нам отпускаются грехи, и ныне мы отпускаем, это - вторая просьба из этих остальных четырех. Тогда же [в вечности] уже не будет никакого прощения грехов, поскольку не будет никакого греха. Искушения преследуют эту временную жизнь, но их не будет, когда исполнится сказанное: Ты укрываешь их под покровом лица Твоего (Пс 30:21). И зло, от которого мы стремимся освободиться, и само освобождение от зла относится к той смертной жизни, которую мы заслужили по справедливости Божией и от которой по Его же милосердию освобождаемся.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 14.

    Ст. 14-15 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

    Поистине, не следует небрежно оставлять без внимания, что из всех этих поучений, в которых Господь наставлял нас молиться, Он определил, что главным образом следует запомнить то, что касается прощения грехов, в котором Он желал, чтобы мы были милосердны, потому что это единственная возможность избежать несчастий. Действительно, ни в одной другой молитве мы не молимся так, словно договариваемся с Богом. Ибо говорим: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И если мы лжем при этом договоре, то нет никакой пользы от всей молитвы. Ведь Он говорит так: Если вы будет прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 15.

    а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

    См. Толкование на (Мф 6:14)

  • 17.

    Ст. 17-18 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

    В этой главе главным образом следует обратить внимание на то, что хвастовство может заключаться не только в блеске и пышности телесных вещей, но также в вещах самых жалких и горестных, и тем оно еще опаснее, поскольку вводит в заблуждение под именем служения Богу. Ибо тот, кто блистает чрезмерным убранством тела, одежды или прочими роскошными вещами, легко изобличается по этим самым вещам, что является приверженцем великолепия этого мира, и никого не обманывает лукавой видимостью святости. А тот, кто, исповедуя христианство, нелепым отрепьем и жалкими лохмотьями обращает на себя внимание людей (причем делая это умышленно, а не претерпевая по нужде), может быть распознан по другим своим делам, поступает ли он так по небрежению к излишнему убранству, или по некоторому тщеславию. Ведь и Господь наставлял, что следует остерегаться волков в овечьей шкуре: По плодам их узнаете их (Мф 7:16). Когда они начнут в результате каких-либо искушений уклоняться или отказываться от того, к чему стремились или что жаждали достичь под этим покровом, тогда неизбежно станет ясно, волк это в овечьей шкуре или овца в своей.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 18.

    чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

    См. Толкование на (Мф 6:17)

  • 19.

    Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

    Итак, если сердце будет на земле, то есть если каждый совершает что-нибудь с таким сердцем, чтобы достичь земной выгоды, каким образом будет чистым то, что брошено на землю? Если же оно [устремлено] к небу, то будет чистым, поскольку все небесное - чисто. Ведь что-либо оскверняется, когда смешивается с более низкой природой, хотя и не скверной по своему происхождению, поскольку даже золото оскверняется чистым серебром, если смешивается [с ним]. Так и наша душа оскверняется влечением к земному, хотя сама земля по своему происхождению и порядку - чиста.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 20.

    но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут

    Под небом я понял бы здесь не телесное [небо], поскольку под всяким телом следует разуметь землю. А тот, кто собирает сокровища на небе, а именно, на том небе, о котором сказано: Небо - небо Господу (Пс 113:24), то есть на духовной тверди, должен пренебрегать целым миром. Ведь не на том, что преходит, мы должны основывать и полагать наше сокровище и наше сердце, но на том, что пребывает вечно, ибо небо и земля прейдут (Мф 24:35).

    О нагорной проповеди Господа.

  • 22.

    Ст. 22-23 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

    Это место следует понимать так, что мы знаем, что все наши дела чисты и желанны в глазах Божиих в том случае, если они творятся чистым сердцем, то есть со стремлением к высшей цели любви, ибо любовь есть исполнение закона (Рим 13:10). Поэтому глаз следует нам понимать здесь как то самое намерение, с которым мы делаем все, что только делаем. Если [это намерение] было чистым и правильным и обращено на то, на что следует, то все наши дела, которые мы совершаем согласно этому намерению, непременно благие. Все эти дела [Христос] назвал всем телом; также и апостол называет нашими членами некоторые дела, которые осуждает и предписывает умертвить, говоря: Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, любостяжание (Кол 3:5) и прочие подобные [дела].

    О нагорной проповеди Господа.

  • 23.

    если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

    См. Толкование на (Мф 6:22)

  • 24.

    Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

    Второй раз [Господь] сказал: о другом нерадеть, а не «ненавидеть». Ведь едва ли чья-нибудь совесть может ненавидеть Бога, однако она нерадеет, то есть не боится, словно не беспокоится о Его милости. От этой пренебрежительной и пагубной беспечности удерживает Дух Святой, когда говорит через пророка: Сыне, не прилагай грех ко грехам и не говори: «милосердие Его велико» (Рим 2:4)? Ибо чье столь великое милосердие может упоминаться, как не Того, Кто прощает все грехи обратившимся, и делает дикую маслину общником корня и сока оливы? И чья строгость столь велика, как не Того, Кто не пощадил природных ветвей, но отломил их из-за неверия ? Но всякий, кто желает любить Бога и остерегается, как бы Его не оскорбить, не может позволить себе служить двум господам. И пусть он освободит искреннее стремление своего сердца от всякой двусмысленности! Ибо так он будет право мыслить о Господе; и в простоте сердца искать Его (Прем 1:1).

    О нагорной проповеди Господа.

  • 26.

    Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их

    Эти примеры не следует обсуждать как аллегории, исследуя, что означают птицы небесные или полевые лилии. Ибо они изображены [для того], чтобы через малое внушить [нам] великое.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 31.

    Ст. 31-33 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться, потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

    [Христос] самым очевидным образом показал, что не следует стремиться к этим [вещам], словно к нашему благу, чтобы ради них мы делали хорошо, если что-то делаем, но все же они являются необходимыми. Ведь какова разница между благом, которого следует искать, и необходимостью, которую следует принимать, [Христос] показал в этой заповеди, когда говорит: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Следовательно, Царство и правда Божия являются нашим благом, и к этому следует стремиться, и в этом состоит наша цель, ради которой мы совершаем все, что только совершаем. Но поскольку в этой жизни мы боремся за то, чтобы могли достичь этого Царства, она не может протекать без этих необходимых [вещей].

    Ведь когда Христос сказал, что то прежде, Он указал, что это более позднее следует искать не по времени, а по достоинству: то - словно наше благо, а это - словно нашу необходимость, однако необходимость ради того блага.

    О нагорной проповеди Господа.

  • 32.

    потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом

    См. Толкование на (Мф 6:31)

  • 33.

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам

    См. Толкование на (Мф 6:31)

  • 34.

    Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы

    Итак, с чистым сердцем и только ради Царства Божия мы должны творить благо всем, но не помышлять при этом делании о преходящем вознаграждении ни самом о себе, ни вместе с Царством Божиим. Все эти преходящие [вещи] Он назвал завтрашним днем, говоря: Не заботьтесь о завтрашнем дне. Ведь о завтрашнем дне не говорят иначе, как во времени, когда будущее следует за прошлым. Поэтому, когда мы совершаем что-нибудь благое, давайте думать не о временном, а о вечном! Тогда это деяние будет не только благим, но и совершенным. Ибо завтрашний день, сказано, сам будет заботиться о своем. То есть так, чтобы ты, когда надо будет, принимал пищу, питье или одежду, когда того начнет требовать сама необходимость. Все это будет, поскольку наш Отец знает, что мы нуждаемся во всем этом. Довольно, говорит Христос, для каждого дня своей заботы, то есть довольно того, что требует принять сама эта необходимость. И я полагаю, что потому эта необходимость названа заботой, что служит нам наказанием, ибо относится к той тленности и смертности, которую мы заслужили согрешением. Поэтому не добавляй а этому наказанию временной необходимости что-нибудь более тяжкое.

    О нагорной проповеди Господа.