- 6.
Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег
Трудно понять, символом чего может быть этот знак в отношении нас. Поскольку же надо и нам, не ленясь, отыскать и дать нуждающемуся основание для суждения, скажем, что «рука» во многих местах является символом деяний, а «пазуха Моисея» имеет два значения: первое, в соответствии с буквой написанного, определяет деяние действующего как «снег», как в еврейском языке, и «проказу», другое же, в соответствии с духовным законом, указывает на образ жизни чистый и восстанавливаемый по воле природы Слова.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
- 10.
И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен
Некогда Моисей говорил: «Я же бессловесен (alogos)», что, хотя по-латински сказано иначе, переводится собственно: «без слова и разума». И после того, как говорит это, получает слово и разум, которого, как он признался, не имел прежде. Народ же израильский в Египте, прежде чем получил Закон, был без слова и разума, в некотором роде немым; затем он получает слово, образом которого был Моисей. Стало быть, он не признается в том, в чем признался Моисей, - что он нем и бессловесен (alogos), но знаками и молчанием показывает, что не имеет слова и не имеет разума. Не кажется ли тебе, что это признание в глупости, когда никто из них не может объяснить смысл предписаний Закона и пророческого речения?
Гомилии на Евангелие от Луки.
Но я и другое скажу здесь, против чего ты не сможешь возразить. В Книге Исход, где мы в книгах Церкви видим написанным, как Моисей отвечает Господу и говорит: «Найди, Господи, другого, кого пошлешь. Ибо я голосом слаб и косноязычен», а у вас в еврейских списках сказано: «Я же устами необрезан». Итак, у вас есть обрезание уст согласно вашим спискам, которые вы называете более достоверными. И стало быть, если, по-вашему, Моисей до сих пор называет себя недостойным, поскольку он необрезан устами, ясно, что этим он показывает, что более достоин и свят тот, кто устами обрезан. Поднесите же к устам серп и отсеките покровы уст, если вам нравится такое понимание божественных Писаний. И если обрезание уст вы сводите к иносказанию, и обрезание ушей точно так же называете иносказанием и образностью, то почему же вы не видите иносказания в обрезании крайней плоти?
Гомилии на Книгу Бытия.
- 14.
И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем
Ты найдешь множество изречений о Боге, как Он похож в Своих действиях на человека. Если услышишь о «раздражении» Бога и о Его «гневе», не думай, что гнев и раздражение - это страсти Бога. Это выражения, домостроительно употребленные для того, чтобы младенец обратился на путь и стал лучше. Ведь и мы показываем детям сердитые лица не от [соответствующего душевного] расположения, а ради назидания.
Гомилии на Книгу Иеремии.
- 21.
И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа
Многих взволновало то, что касается фараона, о котором Бог говорит, многократно возвещая: «Я ожесточу сердце фараона». Ведь если Богом фараон ожесточается и от ожесточения грешит, то он не сам виновник своего греха; и если так, то фараон не имеет свободной воли. И кто-нибудь скажет, что подобным образом не имеют свободной воли погибающие и не сами по себе гибнут. И читаемое у Иезекииля: «Изыму у них сердца каменные и вложу плотяные, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои», могло бы взволновать кого-нибудь, как если бы Бог давал «ходить по заповедям и соблюдать уставы» тем, что отнял мешающее этому - «сердце каменное», и вложил лучшее - «плотяное».
О началах.
- 22.
И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой
Есть ли нечто, что можно сказать об Израиле, более глубокое, не о его природе, но об этом роде, о чем написано: «Сын первородный Мой есть Израиль»? Когда он окажется в рассеянии, ты и сам будешь утверждать, что они чада Божии, в рассеянии сущие, за которых должен был умереть Иисус, чтобы их собрать воедино.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
- 23.
Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего
И за что Он порицает фараона, говоря: «Ты не хочешь отпустить народ Мой. Вот, Я поражу все первородное в Египте и первенца твоего», и многое другое, что написано от лица Бога, говорящего с фараоном через Моисея? Необходимо, чтобы верующий в то, что Писания истинны и Бог праведен, если он благомыслен, стремился к тому, чтобы из этих слов ясно мыслилось, что Он праведен.
О началах.
- 24.
Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.
Следует также отыскать то, о чем сказано в Книге Исход, что Он хотел умертвить Моисея за то, что тот отправился в Египет. Но и после: кто есть тот, кто называется ангелом-губителем и в Книге Левит назван apopompeus, то есть совершитель, как говорит Писание: Один жребий Господу и один жребий apopompeus (то есть совершителю) .
О началах.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Исход > Глава 4