Глава 12

  • 8.

    пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его

    Все христиане, которые вкушают плоть Агнца, ежедневно приемлют плоть Слова: Ибо наша Пасха - Христос закланный. И поскольку закон Пасхи таков, что ее вкушают вечером, ибо вечером мира пострадал Господь, ты всегда вкушай от плоти Слова, ведь у тебя всегда вечер, пока не настанет утро. И если этим вечером ты будешь внимателен и в плаче, и посте, и во всяком труде правды проведешь жизнь, сможешь и ты сказать: Вечером водворяется плач, а на утро радость (Пс 29:6). Ибо утром ты будешь радоваться, то есть в будущем веке, если в этом веке соберешь плод правды в плаче и труде.

    Гомилии на Книгу Бытия.


    И мясо, испеченное на огне, надо есть с пресным хлебом, ибо Слово Божие - не только плоть, ибо Он говорит: Я есмь хлеб жизни (Ин 6:48), и: Хлеб же, сходящий с неба, таков, что ядущий его не умрет (Ин 6:50). Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вечно (Ин 6:51). Однако не следует упускать из виду, что в словоупотреблении хлебом называется всякая пища, как и Моисей пишет во Второзаконии: сорок дней хлеба не ел и воды не пил, вместо того чтобы сказать: «Не вкушал ни сухой, ни влажной пищи». То же самое я наблюдал и в том, что сказано у Иоанна: Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин 6:51).

    …Или в покаянии за прегрешения наши, печалясь печалью по Боге, творя покаяние ради непреложного нашего спасения, мы едим мясо агнца и пресный хлеб с горькими травами, или в искушениях, взыскуя и питаясь обретаемым созерцанием истины.

    Комментарии на Евангелие от Иоанна.


    Наконец, и пресный хлеб с горькими травами предписывается есть, и невозможно достичь земли обетования иначе как пройдя чрез горечь. Так и врачи примешивают к лекарствам горечь с целью спасения и ради здравия больных, так с целью спасения и Врачеватель наших душ пожелал, чтобы мы терпели в этой жизни горькое в различных искушениях, зная, что конец этой горечи готовит нашей душе сладость спасения. И напротив, конец сладости, которая присутствует в телесных удовольствиях, как показывает пример этого богача, оборачивается горечью в муках ада.

    Гомилии на Книгу Чисел.

  • 9.

    не снесте от них сурово, ниже варено в воде, но печеное огнем, главу с ногами и со утробою

    Итак, не следует есть сырым мясо агнца, как делают рабы буквы, наподобие бессловесных и диких животных, избирая участь диких зверей, в отличие от истинно разумных, называемых так из-за стремления понять духовный смысл слова. И нужно стремиться сырое [т.е. непонятное] Писания доводить до вареного состояния, а не принимать написанное влажным, сырым и вялым, как делают льстящие слуху и отвращающие его от истины - их объяснения учат небрежной и сырой жизни.

    Комментарии на Евангелие от Иоанна.

  • 10.

    не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне

    Итак, возьмем само Божественное Писание и последуем тому пути отпущения, какой оно нам укажет. О жертвоприношении Пасхи мы находим, что приказано совершать его вечером, и точно так же приказано, чтобы ничего не оставалось от мяса до утра. Не напрасно слово Божие желает, чтобы мы вкушали не вчерашнее мясо, но всегда свежее и новое. Особенно же тем, кто приносит Богу пасхальную жертву или жертву хвалы, повелевает оно есть мясо новое и свежее, в тот же день, а вчерашнее - запрещает. Вспомнил я, что нечто подобное говорит и пророк Иезекииль, когда Господь велел ему, чтобы он пек себе хлеб на человеческом кале. Он же сказал Господу в ответ: «О, Господи, никогда не осквернилась душа моя и ничто от мертвечины или нечистое не входило в уста мои». Об этом я часто размышлял сам с собой: что за ликование такое у пророка, что он как нечто великое пред Господом выставляет и говорит: Никогда я не ел вчерашнего мяса. Но, как я вижу, из этого он исходил и, этими таинствами проникнувшись, говорил Господу: «Я не отверженный и не недостойный священник, чтобы есть вчерашнее и старое мясо».

    Гомилии на Книгу Левит.

  • 23.

    И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения

    Есть ли в Моисеевом Исходе какой другой губитель, чем тот, кто является виновником гибели для тех, кто повинуется ему и не сопротивляется его злобе, и не противоборствует?

    Против Цельса.