• 10.

    Он сказал: завтра. Моисей отвечал: будет по слову твоему, дабы ты узнал, что нет никого, как Господь Бог наш

    Фараон, который приложил свое усердие к тщетным и пустым мнениям, когда Египет наполнился жабами, издававшими звук пустой и кваканье тщетное, а Моисей говорил: Назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы истребил Господь жаб, - когда фараон, оказавшись в такой беде, должен был бы просить, чтобы тот помолился, не откладывая, он [тем не менее] ответил: Завтра, - праздный и попускающий промедление [ответ], кару египетскую имеющий обратить в погибель. Итак, когда он так приказывал, он не знал благодарности и, вознесшись в мудровании плоти своей, забывал о Боге.

    О Каине и Авеле.

  • 26.

    Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями

    Ты дал мне понять, что тебя смущает прочитанное тобой: «[То, что] отвратительно для египтян, принесем мы в жертву Богу». Но есть чем разрешить твое смущение, ибо в Книге Бытия написано, что египтяне гнушались пастухом скота, не то, чтобы человеком, но скотом, так как они плугом обрабатывали землю. Авраам же и Иаков, а впоследствии Моисей и Давид были пастухами и возвели этот род занятий в величие некоего царственного дара. Итак, египтяне ненавидели жертвы непорочные, то есть воспитание добродетелей, совершенное и полное научения. Следовательно, что порочные ненавидят, то для добрых чисто и благочестиво. Трудом добродетели гнушается праздный, мот его избегает. Так египетское тело, любящее наслаждения, отвращается от добродетелей душевных, чурается их власти, избегает научения добродетели и тому подобного. Следовательно, чего избегает египтянин, тот египтянин, а не человек, к тому ты относись с любовью, если постиг природу человеческую. А то, к чему они стремятся и для себя избирают, ты отклоняй, потому что не сходятся между собой эти два: благоразумие и безумие. Итак, поскольку от того, что находится в ведении неразумия и невоздержности, отрекается благоразумие, отрекается воздержность, постольку всякий безумный и невоздержный лишен того, что дается людям добрым и достается в наследие мужу мудрому и воздержному.

    Послания.