- 8.
Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля,
Иаков называется как бы заговорщиком, а Израиль - истинным боговидцем. И что обозначается через Иакова, если не иудейский народ, и что через Израиля, если не языческий? Потому что Того, Кого Иаков старался низвергнуть через смерть плоти, язычники, разумеется, глазами веры увидели как Бога. А посланное к Иакову снизошло на Израиля, потому что Того, Кто к нему пришел, иудейский народ отверг, а народ языческий Его, неожиданно признав, нашел.
Нравственные размышления на Книгу Иова.
- 10.
кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами.
Когда пророк провидел, что народ иудейский отпадет от веры и что начнут говорить в Церкви святые апостолы, через которых многие из язычников сплотятся в вере и твердости жизни, он, действительно, возвестил большое утешение, говоря: Кирпичи пали - построим из тесаного камня. Видя, разумеется, что в святой Церкви восстанут апостолы, мученики и учители, он менее скорбел о падении кирпичей, то есть о гибели иудеев, потому что увидел, что здание Всемогущего Бога, то есть святая Церковь, строится из тесаных камней. Следовательно, строятся четыре стола, потому что вера, жизнь, терпение и милость из жизни святых даны в пример последующим народам, чтобы уже притвор имел столы, то есть чтобы народ владел добродетелями, на которых возжег на алтаре своего сердца жертву молитвы Богу Всемогущему. А то, что верные добрые народы или сделали, или делают святой Церкви, это они восприняли из жизни своих проповедников. Ведь откуда бы этот притвор имел столы, если бы не нашел тесаные камни?
Хотите ли, любезнейшие братья, увидеть каждый из них? Вот пример веры: для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп 1:21). Вы хотите узнать жизнь? Для меня мир распят, и я для мира (Гал 6:14). Вы хотите услышать о терпении? Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим (1 Кор 4:11).
Гомилии на пророка Иезекииля.
- 13.
Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает
На них пророк жалуется Господу, говоря: Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления. И снова говорит: Народ не обращается к Биющему его… Здесь Господь упрекает народ израильский, плененный, но, однако, не обратившийся из-за неправедности, говоря: Дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они - олово, медь и железо и свинец в горниле. А также, если бы открыто сказал: «Я хотел очистить их огнем мучения, я добивался, чтобы они стали серебром или золотом, но в печи у меня они обращены в медь, олово, железо и свинец, потому что даже в мучении они устремились к порокам». Разумеется, медь, когда по ней стучат, звучит громче, чем другие металлы. Итак, тот, кто, подвергшись удару, издает звук слабый, обращен в горниле печи в медь. Олово же, будучи тщательно обработанным, подделывается под серебро. Следовательно, тот, кто не воздерживается от порока притворства при мучении, в печи становится оловом. Железом же пользуется тот, кто замышляет против жизни ближнего. Итак, железо в печи - это тот, кто при мучении не оставляет вредоносной злобы. Свинец же тяжелее остальных металлов. Следовательно, в печи становится свинцом тот, кого так давят тяжестью его грехи, что даже преданный мучению он не избавляется от земных желаний.
Пастырское правило.
- 14.
Ст. 14-15 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, - это голова; а пророк -лжеучитель есть хвост
Поэтому через пророка говорится, что голова и хвост уничтожатся, где именем головы обозначаются священники, а названием хвоста - ложные пророки. Следовательно, венок снимается с головы, когда лишаются наград высшего воздаяния даже те, кто, казалось, были первыми в этом теле Церкви. И по большей части, когда падают вожди, большая часть войска, которое следовало за ними, повергается. Поэтому после всех своих потерь Иов добавил: Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою (Иов 19:10). Церковь как будто со всех сторон разрушается и погибает в нестойких членах, когда само то, что казалось сильным, падает; когда венок совлекается с головы, то есть когда вечной наградой пренебрегают даже те, кто поставлены во главе. Хорошо же добавляется о нестойких падающих: И, как дерево, Он исторг надежду мою. Ведь дерево падает, когда в него ударяет ветер. И тот, кого страшат угрозы так, что он впадает в несправедливость, что другое как не дерево, на которое налетел порыв ветра, и оно уже не стоит вертикально?
Нравственные размышления на Книгу Иова.
- 15.
старец и знатный, - это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост
См. Толкование на (Ис 9:14)
- 16.
Ст. 16-17 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта
Но к чему перечисляю подробности? Живя не для себя, но для Христа и для проповеди, распяв себе мир и распявшись миру и всему видимому, Павел все почитает маловажным и низким для своего желания, хотя благовествование Христово им было распространено… от Иерусалима и окрестности до Иллирика (Рим 15:19), хотя восхищен будет до третьего неба, сделается зрителем рая, слышателем неизглаголанных для нас глаголов. Таков Павел, таков всякий подобный ему духом! Но мы боимся, чтобы в сравнении с ними не быть безумными князьями цоанскими или приставниками пожинающими, или ложно благословляющими народ, прибавлю даже, ублажаемыми (Ис 3:12).
Слово в оправдание.
- 17.
Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта
См. Толкование на (Ис 9:16)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Григорий Богослов > Книга пророка Исаии > Глава 9