Глава 26

  • 11.

    Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих

    Знаю это оружие очищенное, сей упивающийся меч на небесах (Ис 34:5), которому повелено сечь, изничтожать, лишая детей, не миловать ни плоти, ни мозгов, ни костей. Знаю, что Бесстрастный - как лишенная детей медведица и как рысь, встречающаяся на пути ассирийцев (Ос 13:7), не древних только, но и всякого, кто ныне ассириец беззаконием; и что нельзя убежать от крепости и скорости гнева Его, когда Он бодрствует пред нашими нечестиями, и когда врагов Его преследует ревность, готовая пожрать противников (Евр 10:27).

    На молчание отца.

  • 18.

    Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

    Полюбомудрствуй о настоящем бедствии, о судах Божиих праведных, постигаем ли мы их, или не знаем великой бездны; о том, как у Господа, по слову святого Исаии и милость на весах (Ис 28:17). Потому что благость Его не безрасчетна (хотя казалась такою начавшим ранее трудиться в винограднике и не приметившим неравенства в самом равенстве). Полюбомудрствуй о том, как гнев Божий, называемый чашей в руке Господа (Пс 74:9) и чашею ярости испиваемой (Ис 51:17), соразмеряется с грехами, потому что Господь, хотя у всех убавляет нечто из заслуженного ими наказания и нерастворенное вино гнева растворяет человеколюбием, впрочем, от строгости приклоняется на милость только для тех, которые вразумляются страхом и от малой скорби приемлют и во чреве обращение, и болят им, и рождают совершенный дух спасения, а блюдет и без остатка изливает дрожжи, то есть конечный гнев, на тех, которые не исцеляются Его благостью, но еще ожесточаются, подобно тяжкосердному фараону, обременяющему горькими работами и соблюденному в показание силы Божией над нечестивыми.

    На молчание отца.