Глава 25

  • 1.

    Ст. 1-13 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

    О десяти девах

    Притча о десяти девах показывает различие в и в образе жизни. Ибо, хотя все они хранили девство, однако же не все имели одинаковое попечение о прочих добродетелях, думали же некоторые, что сей одной добродетели достаточно, чтобы войти в царствие. Но нелицеприятный суд показал, что неполезно и девство, если нет сострадательности. И вся слава дщери царевы преиспещрена (Пс 44:14); то есть, надлежит ей быть украшенною рясны златыми всех добродетелей. А если кто хранит девство и хвалится этим, то не имеет большего преуспеяния - смирения; ибо, как написано, не девство хранящий, но смиряяй себе вознесется (Лк 18:14).

  • 2.

    Из них пять было мудрых и пять неразумных

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 3.

    Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 4.

    Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 5.

    И как жених замедлил, то задремали все и уснули

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 6.

    Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 7.

    Тогда встали все девы те и поправили светильники свои

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 8.

    Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 9.

    А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 10.

    Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 11.

    после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 12.

    Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 13.

    Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

    См. Толкование на (Мф 25:1)

  • 27.

    посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью

    На слова: подобаше тебе вдати сребро Мое торжником. Тому, кто поступает и говорит наилучшим образом, нимало не стыдно, если он не имеет возможности убеждать. Не делавшему же ничего для спасения ближних Сам Судия произнес приговор и сказал: подобаше тебе вдати сребро Мое торжником, и пришед Аз вытребовал бы это. А это значит: тебе надлежало засвидетельствовать, показать неукоризненную жизнь. Ибо явно, что приведение доброго дела к концу зависит не от того, кто говорит, но от того, кто слушает, как дает видеть нелицеприятный Христов приговор.

  • 33.

    и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую

    Об овце кроткой, смирной, снабжающей тем, что служит одеждой и покровом, Божественное Слово говорит, что она поставлена будет одесную Бога. О грубом же всепоедающем и диком козлище - что прогнан будет ошуюю, означая сим, что различные образы жизни наследуют сообразное им состояние. Посему, возненавидев один из них, будем неослабно держаться другого.

    Письма. Книга I.