• 1.

    Стремящийся к ведению закладывает [твердые] основания для спасения души, как сказал Бог Моисею: Ты встал вместе со мною. Следует знать, что и среди стоящих у Господа существуют различия, так как для пытливых умом важны слова: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Ибо не всем, стоящим у Него, Господь является во славе, но перед новоначальными Он предстает в зраке раба (Флп 2:7), а тем же, кто может следовать за Ним, восходящим на высокую гору Своего Преображения, Господь открывается в зраке Божией, в котором Он был до сотворения мира. Ибо Господу возможно явить Себя всем находящимся у Него различным образом — одним так, а другим иначе, что происходит, конечно, соразмерно способности видения каждого, определяемой верой.

    Главы о богословии.


    Из Евангелия: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, 
как уже увидят Царствие Божие, пришедшее
в силе. Так говорит Марк, а Матфей [иначе]: как уже увидят Сына Человеческого,
грядущего во славе Своей (Мф 16:28).

    Поскольку Слово Божие не ограничивает Себя тем, что
происходит в историческом смысле, но, будучи всегда 
деятельным, излучает Свой свет подобно солнцу — потому Господь и сказал есть некоторые из стоящих здесь 
не только в историческом смысле, обращаясь к ученикам, но говорил обо всех, подобно им, просиявших в до
бродетели, как если бы сказал: чье место рядом со Мною на основании добродетелей. Слова же не вку
сят смерти сказаны, во-первых, об апостолах, ибо они
 не вкусят физической смерти, пока, чрез Преображение не увидят образ того сияния, которое уготовано святым. Однако разуму ведомы разные виды смерти — ведь
 и умерщвление страстей также именуется смертью; но и 
[ведущий] деятельную [жизнь], когда завершает борьбу
 со страстями и переходит к естественному созерцанию, 
то в прежнем состоянии умирает, ибо, упразднившись 
от напряженной деятельной битвы со страстями, преда
ется созерцанию сущего; но и тот, кто превзошел естественное созерцание, оставил все имеющее причину и
 посредством богословского отрицания пришел к При
чине — и он умирает в [отношении] прежнего состо
яния, ибо он более не движется среди сотворенных вещей, а переносит все движение к Творцу всего. Так вот, 
о смерти, означающей отвлечение от всего, Господь и
 говорит: не вкусят смерти, то есть равные апостолам по
добродетели не испытают ее, пока Господь, преобразив
шись, не явит им Себя, уже не утверждающим Себя [катафатически,] исходя из положения о существующих вещах, и посредством апофатического богословия не укажет на непостижимость тайны Божества.

    То же, что один из евангелистов говорит: Сына Чело
веческого, грядущего во славе Своей, а другой: как уже
 увидят Царствие Божие, пришедшее в силе — это озна
чает [следующее]: поскольку по Божеству Он есть Сын
Божий, а по человечеству стал ради нас Сыном Челове
ческим, то, будучи Сыном Божиим, Он всегда обладает 
славой, а став Сыном Человеческим, по словам [еванге
листа], грядет во славе Своей — ведь Он так прославил воспринятое Им человеческое естество, что, подобно то
му как Он Сам в подверженном страданию теле явился
 на горе преображенным, так и мы, через воскресение,
 получим обратно [наше] тело нетленным. Слова же пришедшее в силе означают, что ожидаемое нетленное и вечное царствие святых еще не осуществилось на деле.

    Вопросы и затруднения.

  • 2.

    И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними

    См. Толкование на (Мф 17:1)

  • 3.

    Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить

    См. Толкование на (Мф 17:2) и на (Мф 17:1)

  • 4.

    И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом

    См. Толкование на (Мф 17:3)

  • 5.

    При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии

    См. Толкование на (Мф 17:3)

  • 42.

    А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море

    См. Толкование на (Мф 18:6)

    Вопросы и затруднения.

  • 43.

    И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый

    См. Толкование на (Мф 5:29)

  • 45.

    И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый

    См. Толкование на (Мф 5:29)