Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 3 4 6 8 9 10 11 13 14
  • 1.

    Ст. 1-2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

    Притчи (parabolae) Соломона, сына Давидова, царя Израильского. Греческое слово «parabola» по-латински называется «similitudines». Соломон дал этой книге такое название для того, чтобы мы глубже и не согласно произносимой букве понимали написанное. Этим он указывает на то, что как Господь в притчах говорил к народу, так и Соломон собственным именем и миролюбивым характером правления предвещает Христа и Церкви, о чем сказано: Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его (Ис 9:7). А сооружением и освящением храма он намекает на созидание святой Церкви, которая во время воскресения будет освящена в вечности. Но и о Самом Христе было объявлено, что Он сын Давида и царь духовного Израиля, по свидетельству народа, который встречал Его с пальмовыми ветвями и восклицаниями, когда Он входил в Иерусалим. Однако, нужно отметить, что общепринятый перевод [греческого] слова «притчи» [parabolae - прим. ред.]… как «пословицы» [лат. proverbia] не отступает от истины. Действительно, название parabolae используется верно, потому что parabolae - таинственны, а термин proverbia может и неуместно быть употреблен: ведь это то, что по достоинству должно быть чаще на устах говорящих и сохраняться в памяти. К тому же proverbia по большей части настолько туманны, что могут по этой причине восприниматься также в значении parabolae. Господь подтверждает это словами: Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. (Ин 16:25).

    На Притчи Соломона.

  • 2.

    чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

    См. Толкование на (Притч 1:1)

  • 7.

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Начало мудрости - страх Господень (Притч 1:7). Существуют два страха пред Господом: первый - страх рабский, который именуется началом мудрости или разума, а второй - страх сродни любви, который есть знак совершенной мудрости. Рабский страх есть начало разума: ибо если у грешника после греха пробуждается разум, его тотчас охватывает страх Божий - что претерпит мучения. Однако совершенная любовь такой страх изгоняет. Святой страх Господень пребудет, не угасая, во веки веков - любовь не уничтожает его, а приумножает. Такой страх испытывает заботливый сын, который страшится хоть малым огорчить любимого отца. Тот же первый страх присущ душе рабской, которая боится, как бы разгневанный Господь не подверг ее наказанию. Однако в грядущей жизни и тот, и другой страх уйдет, а любовь никогда не исчезнет, но вечно пребудет в полноте мудрости, которая заключается в познании единого истинного Бога и Иисуса Христа, Которого Он послал.

    На Притчи Соломона.

  • 8.

    Ст. 8-9 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей

    До сих пор речь была иносказательной. С этого же места [Соломон] начинает усердно наставлять каждого верующего, чтобы тот предпочитал наставление в законе Божьем льстивым речам дурных людей, - того, кто хранит [Закон], ждет венец, а тех, кто творит злодеяния, ждет вечная смерть. Он по справедливости обращается к сыну, которого отец ревностно стремится наставить. Можно полагать, что это было сказано от лица Бога, а матерью, видимо, называется Церковь, которая тогда именовалась синагогой. Следует иметь в виду, что он предписывает внимать учению Отца, но также и ни в каком случае не отвергать и завета матери, ведь не достаточно говорить, что любишь Бога и исполняешь Его наставления, если с братской любовью не следовать единой Церкви или не признавать, что сама Матерь Божия восприемлет благодать, которой мы спасаемся, - ведь и у евреев дух, дающий добродетель, женского рода.

    На Притчи Соломона.


    Если кто-либо слушает отеческое наставление и следует материнскому завету, то благодать осеняет его главу и ложится ожерельем на шею. Ведь чем более усердно он следовал Божественным предписаниям, чем более ревностно старался соблюдать то, в чем его наставила мать - единая Церковь, тем более достоин он теперь чести проповедовать и тем выше он вознесется в будущем к [Царству] блаженства, дабы вечно царствовать со Христом.

    Гомилии на Евангелия.

  • 9.

    потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей

    См. Толкование на (Притч 1:8)