• 15.

    Ст. 15-16 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли

    Царями [Соломон] называет апостолов и иных святых, которые умеют мудро царствовать, и прежде всего, над собою и над подвластной им Церковью. Повелителями именует создателей обоих Заветов и последующих церковных писателей, а начальниками и вельможами - остальных наставников и учителей верующих. Однако все они ничего не смогли бы без мудрости, так как сказано: ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5).

    На Притчи Соломона.

  • 16.

    мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли

    См. Толкование на (Притч 8:15)

  • 22.

    Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

    Пути Господа - это Его дела, созерцание которых приводит людей к вере и познанию. Ибо невидимое Его от создания мира через рассматривание творений видимо (Рим 1:20). Его пути - это то самое сияние, чрез которое Он являет себя и бесплотным ангелам, и человеческому разуму. В начале этих путей зиждется Его Премудрость, ибо еще при начале творения рождающегося мира Сын был с Ним и вместе с Ним все созидал. <…> Смерть же тому, кто отрицает Божию силу и Божию премудрость (1 Кор 1:24), то есть Христа, Который был рожден Отцом в начале и прежде всякого начала, о котором можно сказать или помыслить. В другом чтении это место передается так: Господь создал Меня началом путей Своих в Своих делах (Притч 8:22). Отцы полагают, что это сказано о воплощении Господа, ибо [Соломон] говорит: «Господь создал Меня», а не «Отец создал Меня», имея в виду именно таинство [воплощения]. Плоть, говорят они, признает Господа, слава указывает на Отца, творение славит Господа, милость знает, что ее начало - Отец. <…> Он Сам говорит: Я есмь путь (Ин 14:6), так как воскреснув из мертвых, Он указал для Своей Церкви путь к царству Божию, к вечной жизни. В Своих делах сказано потому, что Он был рожден девой ради искупления для дел Отца, облекся плотию, дабы освободить творения Отца от служения пороку. Итак, плоть Христа - ради творения.

    На Притчи Соломона.