• 9.

    Ст. 9-10 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином

    [Соломон] велит нам чтить Господа не только от денег, которые мы подаем нищему, но и от всякого доброго дела, которое мы совершаем, и от плодов всей небесной благодати, которую мы получаем, и это значит, что во всех делах [мы должны] хвалить Его, а не себя. Тот человек чтит Господа от имения своего и от начатков всех прибытков своих (Притч 3:9), кто, совершая какое-либо доброе дело, не относит это на счет своих сил и заслуг, а возносит хвалу высшей благодати, помня о таких словах: ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5).

    На Притчи Соломона.

  • 10.

    и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином

    См. Толкование на (Притч 3:9)

  • 16.

    Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава

    Если же левая рука Христа понимается как связанная с благом, то здесь имеется в виду жизнь святой Церкви в этом веке. Поэтому написано: Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава (Притч 3:16). Конечно, долгоденствие - в правой руке ее - это, очевидно, премудрость нашего Искупителя, потому что в той отчизне вышнего жительства избранным ангелам и людям свет невечерний даруется. В левой у нее - богатство и слава, потому что в изгнании этого странствования богатством добродетелей и славой веры укрепляемся до той поры, когда перейдем в вечность. Об этой славе, очевидно, говорит апостол: и хвалимся надеждою славы сынов Божиих. И не сим только, но хвалимся и скорбями (Рим 5:2). Он же об этих богатствах говорит: потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием (1 Кор 1:5).

    Гомилии на Евангелия.

  • 19.

    Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом

    Бог-Отец все создал чрез Сына. Премудростью основал землю (Притч 3:19) символически [означает], что Он чрез Сына воздвиг святую Церковь в твердости веры.

    На Притчи Соломона.

  • 34.

    Господь гордым противится, смиренным же дает благодать

    Бог дает большую благодать, нежели мирской успех. Последний дает мирские блага лишь на время, и утрата их приносит огорчение, а Бог дарует вечную радость. Кому же Он дает эту благодать - объясняется дальше: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ((Притч 3:34) LXX). Бог наказывает также и воров, клятвопреступников, распутников и других грешников, ибо они презирают Его наставления, но особо говорится о том, что Он противится гордым, ибо те, которые полагаются на свою доблесть, которые не думают раскаяться и покориться могуществу Божию, которые отказываются искать опоры в высшей благодати, [полагая], будто для спасения им довольно своих сил - они-то, без сомнения, терпят величайшее наказание. А смиренным Он, напротив, дает благодать, ибо те, кто, покрывшись язвами пороков, смиренно вверяют себя истинному Целителю, по достоинству получают в дар желанную чистоту. <…> Он оделяет благодатью кротких, ибо тем, кто смиренно следуют за Ним, Он помогает завершить доброе дело и дарует вечное блаженство.

    О семи Кафолических посланиях (Иак. 4:6).