- 1.
И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, - ибо он взял за себя Ефиоплянку
Иосиф говорит, что Моисей, когда воспитывался в царском доме, был избран военачальником на войне с Эфиоплянами, и потом, одержав победу, женился на дочери эфиопского царя. Аполлинарий же сложил еще баснословное сказание. Ибо говорит, что Моисей после Сепфоры женился на другой Эфиоплянке, чтобы соделаться образом Владыки Христа, Который после Церкви израильской обручил Себе Церковь из язычников. Но и Сепфора была иноплеменница. Поэтому сочинять басни – дело не Божия, но противного, духа. Законодатель же, по призвании своем, столько заботился о чистоте, что, входя во Египет, оставил и Сепфору; ибо, по исшествии его оттуда, пришел к нему тесть, приведя с собою жену и детей, и присовокупил, что привел ее по отпущении ее (Исх 18:2). Посему Моисей Сепфору назвал здесь Эфиоплянкою; потому что Сава был народ эфиопский. У Евангелиста сказано: «царица эфиопская востанет… и осудит род сей» (Лк 11:31), а история Царств назвала ее царицею савскою (3Цар 10:1). Савою же называется народ Омиритский, а с ним смежны Мадианиты. Итак, поелику Аарон женат был на Израильтянке, а Моисей на иноплеменнице, то по малодушию произнесли на него сию укоризну. Но самое поругание сие от брата и сестры свидетельствует о совершеннейшей добродетели законодателя. Ибо очевидно, не находя другого обвинения, хотели укорить ею, укоряя жену. Мое мнение подтверждается приговором правдивейшего Судии. Ибо сказано: «аще будет в вас пророк…, в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему: не тако, якоже раб Мой Моисей, во всем дому Моем верен есть: усты ко устом возглаголю ему яве, и не гаданием, и славу Господню виде: и почто не убоястеся глаголати на раба Моего Моисея» (Чис 12:6)? Итак, истинно слово это: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Рим 12:19). А из того и другого научаемся, не мстить обижающим, но ждать Божия суда, особенно промышляющего об обиженных, как и тогда наказал проказою Мариам, между тем как Моисей молчал.
- 10.
И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе.
Почему из двоих, укорявших Моисея, одна Мариам наказана? Во-первых потому, что проступок жены сей был больше. Ибо природа и закон подчиняет женский пол мужскому. А потом Аарон имел некое малое извинение, как и летами старший и сподобившийся архиерейства. Сверх того, поелику прокаженный по закону признаваем был нечистым, а Аарон был корень и основание священников, то, чтобы укоризна не пала на весь род, не подверг его Бог равному наказанию, но устрашил и вразумил наказанием сестры. Ибо болезнь ее столько опечалила Аарона, что стал умолять обиженного за понесшую сей удар, чтобы ходатайством своим избавил ее от бедствия. И Моисей не оставил сей просьбы без внимания, но немедленно принес молитву. Потом человеколюбивый Господь научил, что наказал он Мариам не со строгостию судии, но отечески. Ибо сказал: «аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли…? Седмь дней да отлучится вне полка, и по сих да внидет» (Чис 12:14). Но с безчестием сопряжена и честь; потому что народ не подвигся в путь, пока не освободилась Мариам от болезни.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Числа > Глава 12