Глава 23

  • 8.

    Ст. 8-10 Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится. Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!

    Какую силу имело бы проклятие волхва без Божия на то соизволения? Оно не имело бы никакой силы; потому что ложно было господствовавшее о сем мнение. Но поелику народ израильский, часто впадая в беззакония, терпел ниспосылаемые от Бога казни; то Владыка Бог, по немощи их, устроил бывшее с Валаамом. Чтобы, наказываемые Богом, не подумали, будто бы подвергаются бедствиям от проклятий волхва, не попустил волхву проклинать, отъемля чрез это у неразумных повод к ложной мысли. Да если бы проклятия волхва и имели какую-либо силу, то Создавшему все нетрудно было бы соделать их недействительными; как это явно для изучивших божественное. Ибо сказано: «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей: совет же Господень во век пребывает» (Пс 32:10). Впрочем Валаам, и дознав попечение Божие об Израильтянах, покушается преклонить Бога жертвами, полагая, что и Он есть один из богов лжеименных, которых служители их именовали изменчивыми. Сказанное же: «иде прямо» (Чис 23:8) а также предрекают будущее: «се людие едини населятся, и се языки не вменятся. Кто изследит семя Иаковле? и кто изочтет сонмы Израиля» (Чис 23:9)? Потом Валаам просит, чтобы и ему иметь общение с Израильтянами: «да умрет душа моя в душах праведных, и буди семя мое, якоже семя их» (Чис 23:10). Поелику же Валак вознегодовал, и думая, что Валаам, видя множество Евреев, произнес благословение, отводит его на другое место, с которого можно было видеть только часть народа: то Всесвятый Дух снова говорит чрез Валаама: «не яко человек Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется: Той глаголаше, не сотворит ли? речет, и не пребудет ли?» (Чис.23:19). Естество Божие, Валак, непреложно и неизменяемо. Воля Божия не пременяется, подобно человеческой. «Се благословяяти приведен есмь: благословлю, и не отвращу» (Чис.23:20).

  • 9.

    С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится.

    См. Толкование на (Чис 23:8)

  • 10.

    Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!

    См. Толкование на (Чис 23:8)

  • 22.

    Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него;

    Единорог есть животное с одним рогом на голове. О нем и Иову сказал Владыка Бог: «похощет же ли ти единорог работати?» (Иов 39:9). А сим показал и силу и непоработимость животного. Посему некоторые уподобляли единорогу Владыку Бога. Но думаю, что сказано сие о народе Божием. Как единорог имеет один рог, так благочестивый народ поклоняется единому Богу. Посему и блаженный Давид говорит: «о тебе враги наша избодем роги» (Пс 43:6). А как разуметь должно единого Бога, о сем говорили мы неоднократно. Слова же: «несть вражбы во Иакове ниже волхвования во Израили: во время наречется Иакову и Израилю, что совершит Бог» (Чис 23:23), должно разуметь так: что совершит Бог с Израилем, того не в силах предсказать ни волшебство, ни наблюдение птицегадателей; потому что Владыка Бог чрез собственных Своих Пророков и будущее ему предрекает, и внушает, что ему делать.