• 4.

    И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

    Некогда Исаия возвестил, что от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. Разумеется, закон - одно, а слово - другое. Затем пророк говорит: Будет Он судить племена и обличит многочисленный народ, состоящий, конечно, не из одних только иудеев, но из племен, которых судят новый закон Евангелия и новое слово апостолов, и которые, как только уверовали, обличают сами себя в прежнем заблуждении, а затем перековывают свои мечи на орала и охотничьи копья (это род рогатин) на серпы, то есть, оставив дикие и необузданные страсти, приходят в нормальное состояние, приносящее добрые плоды.

    Этим Его путем, путем нового закона и нового слова, уже во Христе, а не в Моисее, станет Евангелие. И Он будет судить племена, разумеется, за их заблуждение. И они будут обличать многочисленный народ - прежде всего самих иудеев и прозелитов. И перекуют свои мечи на орала и охотничьи копья на серпы - то есть свою преданность преступным страстям, злословию, всякому пороку и богохульству обратят в стремление к умеренности и миру… Дабы и здесь ты убедился, что о Христе было предсказано не как о могучем воине, а как о миротворце.

    Против Маркиона.

  • 19.

    И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

    Творца, воспринимаемого благодаря Его делам, а затем разыскиваемого для получения более полного представления о Нем, должно постигать по законам самой природы. Следовательно, Бог может карать не знающих Того, Кого не знать не позволено. Говоря: От лица Господа и славы могущества Его ((2 Фес 1:9)), - апостол Павел пользуется словами Исаии. Таким образом, он понимает, что это Тот же Самый Господь, Который восстанет сокрушить землю.

    Против Маркиона.