- 19.
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов
Если бы народ только аллегорически роптал на то, что кости его высохли и его надежда потеряна, жалуясь на судьбу рассеяния, то тогда, конечно, Бог по праву утешал бы такое воображаемое отчаяние только воображаемым обещанием. А так как бедствия рассеяния еще не случилось с народом, а надежда на воскресение, напротив, у него очень часто пропадала, то Бог опять возбуждал веру в воскресение, которую народ разрушал таким же образом, каким она очевидно колебалась вследствие погибели тел. Также если печальные временные обстоятельства тогда наполняли Израиль временной грустью, то содержание этого видения следует понимать не как простую притчу, а как свидетельство воскресения, чтобы опять возбудить в нем ту надежду, а именно надежду на вечное спасение и на необходимейшее воскресение, и чтобы отклонить от взора на настоящие события. Эту цель имеют и другие пророки: Вы выйдете из гробов, как тельцы, когда их освобождают от веревок, и будете попирать врагов своих (Мал 4:2). И опять: И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень (Ис 66:14), потому что трава образуется из разрушения и нетления семени. А главное, если видение воскресающих костей относится исключительно к государству Израиля, то почему одна и та же надежда возвещается не только израильтянам, но и всем народам, надежда на то, что мертвые останки опять получат тело, опять будут одушевлены и что мертвые воскреснут из гробов? Обо всех сказано: Оживут мертвецы Твои, восстанут те, кто в гробах, и возрадуются те, кто на земле. Ибо роса Твоя - лекарство для них.
О воскресении мертвых.
- 20.
Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев
Если мы читаем: Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои… доколе не пройдет гнев, - то кладовыми будут гробницы, в которых на короткое время упокоятся те самые, кто в конце века умрут от насилия антихриста. Или почему он охотнее воспользовался словом кладовые, а не словом, обозначающим другое какое-либо место хранения, если не потому, что в кладовых хранится соленое и назначенное к употреблению мясо, которое оттуда в свое время должно быть взято? Ибо тела бальзамируются с ароматами для погребения и кладутся в мавзолеи и гробницы для того, чтобы выйти оттуда, когда повелит Господь. Если это так надлежит понимать (ибо какие же кладовые могли бы уберечь нас от гнева Божия, как места убежища?) и именно потому, что он говорит: Доколе не пройдет гнев Мой, который уничтожит антихриста, то этим он дает знать, что тело после гнева выйдет из гроба, в который оно было положено до гнева. Ибо из кладовых более ничего не выносится, кроме положенного в них, и воскресение совершится после уничтожения антихриста.
О воскресении мертвых.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Тертулиан > Книга пророка Исаии > Глава 26