• 12.

    При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий

    Когда Аврам созерцал божественные видения, то убоялся ужасом, подобающим совершенному мужу. Заметь, что исступление напало на него при захождении солнца. Последнее выражение означает преуспеяние, поскольку для Аврама прошел день настоящего состояния, чтобы он унаследовал иное преуспеяние. Ведь к нему относится то  благословение, согласно которому сказано: долготою дней исполню его. Конечно же, Бог обещает ему не долголетие, но, с очевидностью, преуспеяние в просвещении. Исступление нападает на него: не то исступление, которое подобно безумию, но то, которое есть изумление и переход от видимого к невидимому.

    Действительно, апостол говорит: Если мы выходим из себя, то для Бога; если же здравомыслящи, то для вас ((2 Кор 5:13)). Этим он не хочет сказать, что мы безумствуем для Бога, но что даже если мы благодаря созерцанию оказываемся вне человеческих представлений, то делаем это для Бога. Подобно этому и Давид говорит: Я сказал в исступлении моем: всякий человек лжец ((Пс 115:2)). В самом деле, придя в исступление и став «богом», он говорит о людях, что они лжецы, сам же он уже не является человеком благодаря причастию Святому Духу и чужд тем, о которых сказано: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не люди ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

    Итак, когда Аврам пришел в исступление, на него напал мрачный ужас: мрачный не из-за причастия мраку, а из-за неясности и из-за того, что он не сразу постигается. Будучи великим, этот ужас не случается с простыми людьми. На то, что мрак часто означает неясность, указывает выражение: И мрак сделал покровом Своим. Действительно, умозрение и постижение совершенных учений и у великих людей вызывает замешательство и божественный ужас, так что они принимаются за это с осмотрительностью.

    На Книгу Бытия.

  • 13.

    И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет

    Это изречение предвосхищает временное пребывание народа в Египте. Действительно, они были пришельцами в земле не своей, став рабами у фараона и подвергаясь угнетению от него и от египтян. Сказанное здесь не противоречит написанному в Исходе, ведь там сказано: По прошествии четырехсот тридцати лет… вышло… ополчение Господне из земли Египетской, а здесь говорится о том, что будет после четырехсот лет. Однако следует обратить внимание, что здесь не сказано, что они выйдут после того, как исполнится четыреста лет, но: после четырехсот лет, что оставляет место для тридцати годов. И обещание: но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении, - исполнилось в точности так, как написано в Исходе. Ведь Господь навел на египтян десять казней, так что, в конце концов, они погрузились, как свинец, в великих водах, а израильтяне вышли с большим имуществом, как показывают имевшие место события. Из этого мы научаемся, что если Бог на время и ввергает кого-либо в бедствия, то Он делает это не просто так, но с благой целью. Рассмотри также, не намекает ли это место и на временное пребывание святых.

    На Книгу Бытия.

  • 15.

    а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй

    На первый взгляд кажется, что Бог возвещает здесь исход Аврама из этой жизни. Если же искать здесь более возвышенный смысл, то можно, пожалуй, сказать следующее. Мудрый отходит из этой жизни в мире, а помыслы грешного перепутаны: душа его пребывает в смятении. Но каким кого настигает смерть, таким он и будет судим. Кто еще здесь стяжает себе мир, в мире и отходит, а тот, у кого помыслы пребывают в смятении и замешательстве, таким будет судим. Это ясно из того, что сказано у Экклезиаста: Дерево… там и останется, куда упадет. Не так бывает в действительности, ведь не всегда где дерево падает, там и остается, ибо оно часто перемещается в другое место. Но очевидно, что здесь образ дерева обозначает человека, который будет судим таким, каким обретается. Итак, соответствующим образом и Аврам в мире отойдет к отцам, благоугодив Богу и став общником того же обетования, что и они, ибо первенец Христос, потом Христовы. Но и у самих праведных различное обетование и обитель, ведь много обителей у Отца. Итак, человек добродетельный отойдет к отцам по духу, будучи их сыном по подобию нравов, даже если он имеет порочных отцов по плоти.

    На Книгу Бытия.

  • 16.

    в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась

    Сказав это о самом Авраме, Бог теперь говорит о тех, кто произойдет от него: в четвертом роде возвратятся они сюда, указывая на тот род, который вернется в землю обетованную. Он говорит, что возвращение произойдет после четырехсот лет, потому что аморреи еще не исполнили меру своих беззаконий, из-за которых они, в конце концов, будут истреблены, чтобы после их осуждения потомки Аврама стали обитателями их земли. Ведь Бог наказывает в свою меру и в свое время, долготерпя, пока не настанет подходящий момент для воздаяния.

    Подобное этому назидательное высказывание имеется и в Евангелии: Тогда Иисус начал укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. На что кто-нибудь мог бы сказать: «Почему же не были явлены силы в тех городах, которые могли бы покаяться, но, напротив, были совершены там, где не покаялись?». На это мы, пожалуй, ответим, что Сын Божий, Который это сделал, есть Премудрость. И поскольку Ему открыто сокровенное, Он знал, что они покаются не истинным покаянием, поэтому там и не были явлены Его силы. К ним подходит, пожалуй, вот что: лучше бы им было не знать истины, чем, познав ее, возвратиться вспять. Таким образом, Христос не сотворил чудес в Тире и Сидоне, поскольку их покаяние было бы непрочным. Поскольку же те города, в которых были явлены силы, не имели душевного движения, известного Судии, требовавшего доказательств посредством знамений, потому Христос их и сотворил - чтобы эти города не имели повода к оправданию, а те не потерпели бы большего вреда, удостоившись чего-то несвоевременно. Рассмотри также и то, не сказал ли это Спаситель с преувеличением к стыду тех, кто видел знамения, но не покаялся, - ведь существует и такой обучающий прием.

    Итак, долготерпение и благость Судии явствуют из того, что Он ожидает исполнения меры беззаконий аморреев. Действительно, Бог наказывает только после обличений, увещаний и всего того, что ведет к покаянию. Именно так произошло с фараоном, ведь после того, как он часто был порицаем и удостаивался отсрочки, он сам из-за своего жестокосердия навлек на себя окончательное осуждение.

    На Книгу Бытия.

  • 17.

    Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными

    Ясный и буквальный смысл этого стиха можно представить таким образом. На закате, когда уже зашло солнце, вот, явилось пламя, и дым как бы из печи и светильники огненные прошли между рассеченными животными - светильники, одновременно горящие и освещающие место для того, чтобы патриарх видел происходящее и чтобы явились божественные образы, которые было необходимо тщательно исследовать. Нужно отметить, что не только в этом случае при заключении завета явился огонь, но и через Моисея был дан Закон также при явлении огня. В самом деле, тогда израильтяне видели огонь и слышали законоположения, не видя при этом Того, Кто говорил. Это намекает, пожалуй, вот на что.

    Поскольку Закон обещает как награды, так и наказания, он был дан посреди огня, чтобы тем самым показать, что одним он приносит жжение, а другим - просвещение. Ведь огонь имеет двойную силу: он одновременно и освещает, и жжет; таким же образом и данный Богом Закон жжет тех, кто уклоняется от него, и просвещает тех, кто его соблюдает. Точно так же здесь появились светильники и дым: дым есть результат действия горящего огня, как бы сопровождающий его, а его пламя появилось еще раньше. В заключение мы скажем, что тот, кто в такой трудной ситуации решает, что следует делать, а что - нет, нуждается в Божием просвещении и страхе, на который здесь указывает печь, чтобы он все совершал в соответствии с верным разумением.

    На Книгу Бытия.

  • 18.

    Ст. 18-19 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев

    После того, как прошли светильники между рассеченными животными, Бог подтвердил Свой завет, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, - и далее Он описал размеры этой земли. 

    Следует понимать эту землю, даваемую духовному потомству святого, в соответствии с указанным ранее возвышенным смыслом. Эту землю обещает и Спаситель тем, кто достиг кротости. Обещание это подобает только истинным детям, а не всем произошедшим от плотского преемства. Действительно, не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за потомство. Весьма кстати здесь сказано: от реки до реки, ведь обетование, подобающее потомству святого, есть не что иное, как добродетель, находящаяся посреди беспрерывно изменяющихся, текучих вещей, которые суть не части ее, а границы. Ведь если кто-нибудь окажется вне добродетели, эти изменчивые вещи тотчас бросаются ему навстречу. Обрати внимание, не сказано ли о реках еще и из-за того, что на добродетельного человека часто нападают искушения и он находится среди притесняющих его, но все равно торжествует над ними.

    На Книгу Бытия.

  • 19.

    Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев

    См. Толкование на (Быт 15:18)