• 11.

    И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон

    В данном случае зверем, выходящим из земли, Иоанн называет грядущее царство антихриста, а под двумя рогами (разумеет) как его самого, так и лжепророка, имеющего явиться вместе с ним. Рога подобны агнчим (означают), что он желает уподобить­ся Сыну Божию и самого себя показывает царем. Говорил как дракон - указа­ние на то, что он - обольститель и истины нет в нем.

    Об антихристе.

  • 12.

    Ст. 12-13 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми

    Это обозначает то, что [второй зверь] таким образом, согласно с законом Августа, от (времен) которого соб­ственно утвердилось и царство Римское, будет самолично отдавать приказания и, господствуя над всем, установит порядок - и все это с тою целью, чтобы таким путем снискать себе еще большую славу.

    Об антихристе.

  • 14.

    Ст. 14-17 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его

    Действительно, будучи коварным и надменным по отношению к рабам Божиим, из желания истребить и изгнать их из мира за то, что они не воздают ему славы, он приказывает всем всюду возлагать курильницы, чтобы таким образом никто из святых не мог ни купить, ни продать, если только предварительно не принесет жертвы. Это и есть начер­тание, положенное на правой руке. А начертание на челе указывает на то, что все будут увенчаны и будут носить на себе огненный венец, но (венец) не жизни, а смерти. Так именно ухитрился поступить с иудеями и Антиох Епифан, этот сирийский царь, происходивший из рода Алек­сандра Македонского. И он также, возгордившись в те времена в сердце своем, издал предписание, чтобы все поставили жертвенники пред дверя­ми (домов), принесли жертвы и, увенчавшись плющами, устроили торжество в честь Диониса. Тех же, которые не пожелали повиноваться, он повелел умерщвлять после предва­рительных мучений, пыток и допро­сов. Впрочем, сам он получил вполне достойное возмездие от Господа, праведного Судии и всевидящего Бога: он скончался, будучи съеден червями. Если кто желает обо всем этом знать в подробности, то пусть обратится к Маккавейским Книгам: в них все это показано.

    Об антихристе.

  • 15.

    И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя

    См. Толкование на (Откр 13:14)

  • 16.

    И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их

    См. Толкование на (Откр 13:14)

  • 17.

    и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его

    См. Толкование на (Откр 13:14)