Глава 63

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88
  • 1.

    В конец, Псалом Давиду

    И этот псалом одного содержания с предыдущим; поелику, по словам Феодорита, излагает наветы врагов Давида и пророчествует о будущем его освобождении от них, почему и в надписи его содержится: в конец.

    Псалом сей, по словам Афанасия, сказывается от лица Апостолов, молящихся об освобождении их от врагов, противившихся их проповеди.

  • 2.

    Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе; от страха вражия изми душу мою.

    Афанасий говорит, что это сходно с тем, что сказано Апостолами: И ныне, Господи! воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорит слово Твое. Слова Вел. Василия: Вражий страх есть тот, который поселяется врагом, и который противен дерзновению Христову, об отвращении которого в семь псалмопении изложена молитва. Кирилла: Это—услышь меня, когда молюсь, вместо: когда я не молчу, но молюсь. Ибо молчание при таких обстоятельствах вредно, или (значит то), что скоро услышь меня и даже в то самое время, когда молюсь, согласно с обещанным Тобою: Еще ты будешь говорить, как скажет: вот Я здесь. Афанасия: Освободи меня от страха со стороны противников, иначе от навета их и смерти. Ибо сие то он боялся потерпеть от них. Оригена: Изъемли, говорит, душу мою от страха, каковый страх не друг, а враг. Друг тот страх, который соединен с познанием Бога, а враг страх—тот, который свойствен неправомыслящим, или каким бы то ни было небоящимся Бога, которых Дух Святый у пророка Исаии может изобразить ясно сими словами: страхом их не станем овладеваться и не будем смущаться.

  • 3.

    Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.

    Слова сии ясны, и потому не требуют изъяснения. Сонмом же называет совокупление и единомыслие и согласие на зло со стороны злых людей, как изъясняет Феодорит.

  • 4.

    Иже изостриша, яко меч языки свои.

    Сии, говорит, враги мои изострили языки свои на подобие меча, смотря по оборотливости их в клевете и в составлении против меня злых умыслов. А такие имеют сходство с сказанными в псал. 56,4, следующими: и язык их меч острый.

    Напрягоша лук свой, — вещь горьку.

    См. Толкование на (Пс 63:5)

  • 5.

    Состреляти в тайных непорочна.

    Непорочным Давид называет безвинного и не бывшего причиною, то есть, самого себя. Здесь находится род переложения, которое может быть исправлено так: напрягли лук свой, чтоб стрелять в непорочного, что горько, то есть дело худое, коварное, злой умысел заключающее,—пускать стрелы тайно в невинного человека, поелику, таким образом, в кого стреляют тайно, тот, по незнанию, не может предохранить себя. Луком, а равно мечем он назвал язык врагов, мечем, потому что умерщвляет приблизившихся к нему, а луком потому что стреляет в людей и издалека. Ибо, говорит, враги мои явно хвалят меня, а тайно приготовляют против меня злые умыслы.

    Слова Божеств. Кирилла: Вещью горькою, составленною против непорочного или безвинного назвал клевету, ибо не прилична клевета и на кого бы то ни было, а тем злее она на праведного. На него стреляют тайно, то есть, скрытно, потому что не смеют поносить его в лицо. А—натянули лук, поставлено вместо: как лук. У Феодорита: Вещь горькая значит то же, что слово горькое, или горький умысел. Сим то они исполнили язык свой, горькое слово изощряя хуже лука.

    Внезапу состреляют его и не убоятся.

    Нечаянно, говорит, когда невинный не имел никакого предварительного сведения, враги его пустят в него стрелы; они не убоятся ни гнева Божия, поражающего наветников, ни обвинения от людей.

  • 6.

    Утвердиша себе слово лукавое.

    Утвердили, говорит, сии коварные люди у себя злое слово, то есть, придумали злой умысел против невинных и решились твердо привести его в исполнение.

    Афанасия: Утверждение слова злого значит уверение Иудеев, что Господь не воскрес из мертвых. Безыменного истолкователя: Как утвердили? Обманывая, произнося клятвы, нанимая от себя свидетелей и обвинителей, изобретая ухищрения, приводя доказательства, чтоб сделать слово злое, то есть, обман вероятным (в изд. Своде).

    Поведаша (твердили) скрыти сеть, реша: кто узрит их?

    Симмах вместо: твердили, перевел: внушали друг другу. Враги, говорит, невинных людей, посоветовавшись между собою, решили тайно поставить сети и стражу на пути для ловления и умерщвления меня. При том, так как будто нет Бога, в таком расположении они сказали в себе: кто увидит нас? Или кто окажется защитником и помощником наветуемого нами? Иначе: никто.

    По словам Велик. Афанасия, это говорится о злословивших Апостолов и говоривших: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? Слова Феодорита: Это говорят Авессалом и Саул с сообщниками своими и прочие; то же говорят и те беззаконные, которые по времени составляли ухищрения и сети против Божиих церквей.

  • 7.

    Испыташа (свое) беззаконие; исчезоша ипытающие испытания.

    Враги, говорит, мои пытались исполнить беззаконие; но изнемогли изыскатели коварных опытов, приготовлявшие различные ухищрения.

    Феодорит: Всю силу разума употребили, всякое ухищрение против меня придумали, никакого вида злоумышления не оставили; и явно наступая и тайно заседая и надзирателей посылая, пустыни обходя, и в каменистых местах делая поиски, в горах, в пещерах и ущельях земли отыскивая подвижников благочестия, о которых говорит Божественный Павел: которых не был достоин весь мир. А безыменный говорит: Потому исчезли, что испытывали беззакония, то есть, не искали, по закону Божию, правды, которой искали; потому то и не находят ее. А которые испытывают Богопознание без всякого развлечения, не бывают безуспешны.

    Приступит человек, и сердце глубоко.

    См. Толкование на (Пс 63:8)

  • 8.

    И вознесется Бог.

    Быть может, говорит, к коварным врагам моим присоединится и еще кто либо для вспомоществования в намерений и злобе их против меня, ласкаясь к ним и обещая, что и он будет действовать против меня. Но этот человек будет сердце глубокое, то есть, глубокомысленный и мудрый, впрочем—на зло, так как есть глубокомысленный и на добро. Однако же поелику и он ничего не может сделать против меня, то посему Бог вознесется и возвеличится еще более, как уловляющий мудрых в коварстве их, то есть, наказывающий их и показывающий, как изъясняет Феодорит, умышления всех прежде упомянутых бездейственными и суетными.

    Почему и Феодотион сие перевел так: и мысль мужа и сердце глубокое Бог поразит стрелою. Eвceвий сие изъясняет так: Беззаконники, говорит, непрестанно злоумышляли: но приступит человек истинный, хранящий в себе то, что создано по образу,—и как рассудительный и умный (ибо это значит: сердце глубокое) изложит глубокое разумение в обличении, которым будет вознесен Бог, уловляющий мудрых в коварстве, ибо возносится Бог чрез мужей святых при обличении ими обмана. Другие разумеют сии слова об Иуде, о чем смотри в конце псалма сего. Некто другой говорит: Приступит человек. Сколько бы ни было глубоко человеческое помышление испытывающее то, что превышает силы, непобедимый Бог выше его. Не видят, говорит; тогда как, сколь ко бы ни скрывали обманы и не полагали их в глубине, чтобы не сделались явны, Бог находится выше и скорее подает помощь, нежели они обманы. Слова Феодорита: Бог видит и скрытое и показывает, свою высоту, подвергая их наказаниям.

    Стрелы младенец быша язвы их.

    Поражения, говорит, то есть, причинения зла и вреда врагами моими, были как стрелы младенцев, то есть, бездейственны и бессильны, подобно тому, как бессильны стрелы, пускаемые малыми детьми, по причине естественной слабости их.

  • 9.

    И изнемогоша на мя языцы их.

    Давид языками называет клеветы и наветы, устрояемые языком и составляющее последствия его. Итак, он говорит, что языки, или клеветы врагов моих были слабы, так что не могли ничего более произвести.

    Смутишася вcи видящии их.

    См. Толкование на (Пс 63:10)

  • 10.

    И убояся всяк человек.

    Смутились, говорит, все, которые видели вышеозначенных врагов моих, как они несчастны во всех предприятиях и ухищрениях своих, которые составили было против меня, и кто только увидел их, убоялся в самом себе, узнав, что Бог защитник и помощник страдающих от неправды.

    Слова Божест. Афанасия: Сказав прежде о возношении врагов против святых проповедников (т. е. Апостолов), теперь говорит и о падении. Ибо столь, говорит, слабыми и ничтожными Он сделает ухищрения их против нас, что стрелы их суть слабые и не могущие уязвлять стрелы младенцев. Почему видя, что они столько ухищрялись и не получили никакой пользы, все объяты были в сердце смущением. Ибо по причине неудачи их, сильно убоявшись, удивлялись в семь делу промысла Божия.

    И возвестиша дела Божия и творения Его разумеша.

    Все, говорит, те, которые увидят неудачность врагов моих, будут рассказывать другим о чудесах, произведенных надо мною Богом, и познают те суды, которые совершает Бог для вспомоществования рабам своим. По свойству пророчества Давид сказал о том, что еще имело исполниться, как о прошедшем, о чем мы говорили многократно.

    Слова Евсевия: Всякий человек, рассматривая опустошение древнего Иерусалима, может сильно убояться Распятого и возвещать дела Бога, т. е. Христа и разуметь Его творения. Какие такие? О которых Он предсказал Апостолам и теперь привел в конец (в исполнение). Ибо когда они показывали здание храма, Он отвечал: Аминь, говорю вам, не останется здесь камня на камне, который не разорится.

  • 11.

    Возвеселится праведник о Господе, и уповает на него; и похвалятся ecи пpaвии сердцем.

    Каждый, говорит, праведник, видя промышление и помощь, оказанные мне Богом, будет радоваться и уповать на Господа, что и сам удостоится той же помощи. Сверх того и все люди, не имеющие в сердце своем никакой кривизны и злого умысла, каков был и Давид, все таковые похвалятся тем, что Бог таковым незлобивым вспомоществует: ибо сколь, говорит, благ Бог к Израилю, к правым по сердцу (Псал 72:1). Некоторые слова: приступит человек, и сердце глубоко, разумели об Иуде, который, как глубоко скрытный и самый злой, пошел к врагам Христовым— иудеям и дал им обещание предать Его. Но Христос более вознесся и возвеличился, совершив страшные чудеса во время своего распятия и воскресения из мертвых, так что истязания и страдания, причиненные Ему иудеями обратились в ничто, как потому, что Он, по Божеству, был бесстрастен, так и потому, что не могли уничтожить Его, как иудеи думали. Далее все язычники, видя иудеев преданными римлянам на погибель и истребление, смутились и убоялись Христа, за которого и пострадали они много от гонителей и владык. Под праведными же можешь разуметь тех же язычников, как оправданных верою, которые и возвеселятся о Христе. Те же язычники, по словам Оригена, и правы по сердцу; потому что они по сердцу не совратились с пути принятой ими веры ни в чем, как совратились в древности иудеи.

    Почему и Феодорит сказал: Можно видеть (найти) исполнившими это Давида и подобных ему и бывших после них, каковы венценосные мученики и подвижники благочестия.