Глава 42

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
  • 1.

    Суди ми, Боже.

    Суди, если сочиняется с винительным, собственно означает—осуди, или обвини, как в этом мести: суди или обвини их, Боже! (Псал 5:11), если же—с дательным означает—будь судиею, как здесь имеет оно такое значение.

    И разсуди прю мою от языка непреподобна.

    Рассуди, говорит, спор мой с народом, или суди суд мой, происходящий от народа непреподобного, иначе неправедного против Бога, каков человек непреподобный. Здесь непреподобным называет Вавилонян.

    От человека неправедна и льстива избави мя.

    Избавь, говорит, меня, Господи, от человека неправедного, как беззаконного, и льстивого, как обманщика, лжеца и злейшего. На сие указывает и молитва трех отроков, в которой они говорят так: Ты предал нас царю неправедному и злейшему, нежели вся земля. Псалом этот иногда обвиняет Вавилонян во множественном числе, а иногда—в единственном, потому что они жили в злости и хитрости, как все в совокупности, так и каждый порознь. Впрочем, ты можешь разуметь под непреподобным народом и демонов; а под человеком неправедным и хитрым и диавола, как мы сказали прежде. Ибо диавол ничем не отличается от человека по страсти и сластолюбию, потому что и он любит красивые тела, как любит и плотской человек, и валяется в страстях, как валяется и страстный человек.

    Почему тот же Кирилл в доказательство сего приводит во свидетеля Исаию, называющего диавола человеком: египтянина, человека, а не Бога, назвали помогшим им. (Ис 31:1).

  • 2.

    Зане Ты ecи, Боже, крепость моя, вскую отринул мя ecи? и вскую сетуя хожду внегда оскорбляет враг?

    Ты, говорит, Господи, утверждение и крепость моя. Для чего ж Ты предал меня в рабство врагам моим—Вавилонянам, тогда как я раб Твой, а Вавилоняне Твои враги, и я хожу печален, а враги мои радуются и оскорбляют за то, что я раб Твой? И это говорит пленный народ, не потому чтоб он винил или роптал, но желая сим более умолить Бога.

  • 3.

    Посли свет Твой и истину Твою.

    Под светом и истиною в высшем смысле здесь должно разуметь Христа, как Он Сам о Себе сказал: Я света мирa (Иoан. 8,12), также: Я—истина и живот (14,6). В буквальном смысли пленный народ светом называет посещение и явление Божие, как полагает Феодорит, которое, подавая душе свет радости, рассеивает тьму печали и скорби; а истиною называет истинную помощь Божию.

    По словам Великого Василия, светом называет здесь Духа, а истиною—Сына, как и в других словах: скажи нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое дай нам, молится, чтобы Сын и Дух были посланы для спасения человеческого рода, где послание означает благоволение, или то, что Слово и Дух посылаются от Отца, как свет и луч—от солнца.

    Та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя.

    Здесь, по словам божественного Кирилла и Феодорита, изменено время: вместо того, чтобы сказать в будущем времени— укажут путь и введут, сказал в прошедшем—указали путь, ввели. Они, говорит, то есть, свет и истина Твои, Господи, укажут мне путь и введут в святую Твою гору—Сион, и в селения Твои, то есть, в божественный Иерусалимский храм Твой! В высшем смысле —Христос укажет верующим путь, ведущий в Сион и в жилища небесные: ибо Он Сам сказал—Я путь (Иоан 14:6).

    Некто безыменный говорит: как чувственный свет содействует к восприятию чувственных вещей без обмана, так и умственный вспомоществует приближаться к существам истинно; потому—то и соединил свет с истиною. Ибо действие света—истина.

  • 4.

    И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою.

    Я, говорит, войду в храм Божий, где находится жертвенник, чтобы служить и принести Богу жертву. Слова: к Богу, веселящему юность мою, сказываются от лица тех юношей, которые родились в Вавилонском плену. Они то, будучи юны, получили позволение возвратиться в Иерусалим; а родители их, должно быть, умерли в рабстве, не успев возвратиться, потому что плен продолжался 70 лет. Или под юностью разумеет юность усердия, поколику, по охоте к служении Богу, они были молоды. В высшем значении, по словам божественного Кирилла, юностью—называется обновление в святом крещении и отложение ветхого человека.

    Григорий Богослов, изъясняя сие говорит: Я знаю и другой жертвенник, образом которого служат ныне видимые (жертвенники), на который не восходили ни орудие каменотесца, на котором не слышалось железо (3Цар 6:7), либо что иное со стороны художников и хитрецов, но который весь— дело ума и к которому восходят созерцанием. О нем, как думаю, любомудрствует и великий Давид, говоря: вниду к жертвеннику Бога, веселящего духовную юность мою.

    Исповемся (буду славить Тебя) в гуслех, Боже, Боже мой.

    Я, говорит пленный народ,— снова получу в Иерусалиме прежнее мое состояние, которое он выразил гуслями; ибо, говорит, буду благодарить Тебя игранием на мусикийских орудиях, которые во время Вавилонского плена висели на ивах, потому что на чужой земле они были праздны, не будучи ударяемы, как свидетельствует о том 136-й псалом. В высшем разуме гуслями называется деятельная добродетель, как говорит и в 2-м стихе 32-го псалма, следующими словами: исповедайте Господа гуслями. А—Боже, Боже мой! выражают пламеннейшую расположенность и любовь Давидова сердца к Богу.

    Мысли Кирилла и Афанасия: Приложением гуслей, выразил веселие, а повторением восклицания—любовь. Ибо говорит: Боже, Боже мой, чтобы ты знал, что Бога всей вселенной признают особенным своим Богом по ревности и вере как раскаивавшиеся из обрезанных, так и верующие из язычников.

  • 5.

    Вскую прискорбна ecи, душе моя? В вскую смущавши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему. Спасение лица моего и Бог мой.

    Дважды сказал одни и те же слова в предыдущем и один раз в настоящем псалме. Почему изъяснение их смотри там: сказал трижды, чтобы больше укрепить душу против скорби, дабы радовалась о том, что непременно освободится, по Феодориту, от плена.

    Слова Феодорита: И из этого видно, что оба сии псалмы имеют одну мысль: говорящие здесь увещевают самих себя иметь лучшие надежды, победить страсть печали и ожидать спасения от Бога, потому что оно несомненно будет подано.