- 1.
Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя.
Как Бог приклоняет уши, сказано в псалме 16м.
Яко нищ и убог есмь аз.
Так как не имею достаточных сил против видимых и невидимых врагов и не могу противостоять им.
- 2.
Сохрани душу мою, яко преподобен есмь.
Спаси меня, потому что я посвящен или принесен Тебе, как сказано и в 15м псалме. Или же называет преподобным самого себя, как благочестивого в сравнении с нечестивыми его врагами.
Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя.
Спаси от угрожающей опасности единственно на Тебя только надеющегося.
- 3.
Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день.
Симмах перевел всегда, вместо весь день.
- 4.
Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебг взях (вознес) душу мою.
Избави от одержащей меня скорби. О словах: взях душу мою, сказано в первом стихе псалма 24го.
- 5.
Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя.
Вместо кроток Акила и Симмах перевели милостив.
Призывающим же Тя не просто, но призывающим от всего сердца.
Ибо и в псалме 144м, сказавши: близ Господь всем призывающим Его, присовокупил: всем призывающим Его в истине, т. е. всею душею.
- 6.
Bнуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего.
Эти слова изъяснены в начале псалма 16го.
- 7.
В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя ecи.
Днем скорби назвал предстоявший день. О словах же: яко услышал мя ecи сказано в том же 16м псалме.
- 8.
Несть подобен Тебе, в бозех, Господи, и несть по делом Твоим.
Ибо вcи, говорит, бози язычников бесове, Господь же небеса сотвори (Псал 95:5). Ты истинный Бог, а они ложны. Этот стих кажется заимствован из слов Моисея: кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса? (Исх 15:11). Дела же Христа, не только творение и промышление о видимой и невидимой твари, но преобразование самой твари и разрушение тирана и умерщвление смерти смертно и уловление всего миpa немногими бедными рыбарями; к этому можешь присоединить еще силу чудес. Ибо если другие и производили такие чудеса, но никто не мог собственною силою делать то, что делал Христос, и они совершали призыванием божественного имени.
- 9.
Ст. 9-10 Вси языцы, елики сотворил ecи, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя твое, яко велий ecи Ты и творяй чудеса, Ты ecи Бог един.
Здесь пророчествует о вере язычников. Приидут к Тебе, говорит, верою сами язычники. Покланяется же пред Богом тот, кто сознает, что Бог видит его. Пред Богом же всякое место владычествия его. Прославят, т. е. будут восхвалять и превозносить Тебя все язычники, говоря, что Ты поистине велик и что Ты единый Бог, творящий чудеса.
- 10.
яко велий ecи Ты и творяй чудеса, Ты ecи Бог един.
См. Толкование на (Пс 85:9)
- 11.
Настави мя, Господи, на путь Твой и пойду во истине, Твоей.
Путем Господним называет практическую добродетель, истиною же созерцательную. Кто приведен Богом к первой из них, легко может перейти и ко второй. Об этом пути и истине найдешь и в псалме 24м в словах: пути Твоя, Господи, скажи, и в другом месте: настави мя на истину Твою (Пс 104:3).
Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего.
Возвеселится не миpcкoю радостию, но при трепетании пред именем Твоим. Смотри, какая странная радость. Страх Твой, говорит, да будет мне радостию. В другом же месте говорит: да возрадуется сердце ищущих Господа. Ищет же Бога тот, кто боится Его. Впрочем не только страх Божий, но и простое воспоминание о нем радует благочестивых и верующих: помянух Бога, говорит Давид, и возвеселихся (Пс 76:4).
- 12.
Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим.
Буду т. е. благодарить.
И прославлю имя Твое в век
т. е. всегда.
- 13.
Яко милость Твоя велия на мне.
Велия вместо многая.
И избавил ecи душу мою от ада преисподнейшаго.
По отношению к Давиду под адом преисподнейшим разумей грех, прелюбодеяние и убийство Урии. По отношению же к Езекии понимай угрожавшую ему близкую смерть, от которой он чудесно избавился. Можно также под адом разуметь и всякую опасность, угрожающую от видимых или невидимых врагов.
- 14.
Боже, законопреступники восташа на мя.
Законопреступниками были и враги Давида, строившие против него козни и Ассирияне, осаждавшие царя Езекию, и наконец законопреступниками могут быть названы и все как видимые, так и невидимые враги наши.
И сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша, Тебе пред собою.
Те же самые, которых назвал законопреступниками. Эти же слова находятся и в псалме 53м.
- 15.
И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.
Будучи милосерд и милостив, Ты всегда состраждешь угнетенным; будучи долготерпелив, не тотчас отдаешь coгpешивших в руки врагов; будучи многомилостив, не один раз, но часто оказываешь милость; будучи же истинен, спасаешь всех надеющихся на Тебя.
- 16.
Призри на мя и помилуй мя.
Этот стих находится и в псалме 24м.
Даждь державу твою отроку Твоему.
Державу или силу, которую можно получить от Тебя против врагов. Отроку же Твоему значит рабу Твоему.
И спаси сына рабы Твоея.
Этими словами пророк показывает, что он родился от благочестивых родителей.
- 17.
Сотвори со мною знамение во благо.
Положи, говорит, Господи, на мне некий знак и отличие на добро и в спасение, как Ты положил в знак на домах еврейских кровь агнца, когда истребляемы были первородные египетские, по словам Афанасия и Феодорита. Сказал: знак во благо, поелику есть знак и во зло, каков был тот, который положен был на Каине, как говорит Евсевий. Знак, положенный на домах еврейских, был знаком во благо и в спасение, по которому не входил в оные всегубитель для умерщвления первородных их, знак же, положенный Богом на Каине, был знаком во зло; потому что означал гнев Божий против него.
Слова Феодорита: В собственном смысле во благое знамение для язычников даровал Бог от Бога крест, которым победил общего врага и водрузил сие победное знамение против демонов и страстей.
И да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя ecи.
Здесь вид переложения, которое исправляется так: и да увидят ненавидящие меня, что Ты, Господи, помог мне и утешил меня и постыдятся, т. е., пусть видят, говорит, Господи, ненавидящие меня демоны данный мне Тобою знак в помощь и утешение мое, и таким образом да посрамятся и устыдятся, как побежденные, ибо увидали, что меня хранит благодать и промысл Твой, по словам Феодорита.
- 3.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > Псалтирь > Глава 85