• 6.

    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

    У Луки блаженными называются просто алчущие (Лк 6:21). Здесь же Матфей называет блаженными тех, кто добровольно отказался от плотских наслаждений ради влечения к прекрасному. Итак, прислушаемся равно к обоим. Возжелавший правды Божией обрел истинный предмет желания, влечение к которому [Матфей] выразил не одним только образом алкания. Ведь желание обладать праведностью лишь отчасти подобно насыщению пищей. Ибо [такое] обретение было бы частичным. Поэтому Матфей уподобил это благо и напитку, чтобы через состояние жажды показать горячее и неутолимое влечение. Таковой, сказано, насытится. А насыщение не избавляет от влечения к пище, но еще более усиливает его.

    Фрагменты.

  • 8.

    Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

    Ибо они Бога узрят. Как же тогда сказано, что Бога не видел никто никогда? На это мы отвечаем, что Он созерцается и постигается разумом. В самом деле, в священном Писании мы видим Бога очами ведения, и из явленной в мироздании разумности можно через умозаключение узреть Создателя, точно так же, как в произведениях рук человеческих творец лежащего перед нами предмета некоторым образом созерцается рассудком. При этом мы видим не природу изобретателя, но только искусное мастерство. Точно так же и тот, кто видит в творении Бога, представляет себе не сущность, но премудрость Создателя всяческих. Это же подтверждает и Господь, пообещав, что Бога узрят чистые сердцем. Не противоречит тому и священное Писание, [когда говорит], что Бога никто не видел и не может увидеть.

    Фрагменты.

  • 29.

    Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

    Господь образно говорит о членах тела, не потому, что их в буквальном смысле следует отсечь, но как бы умертвить и упразднить для греха, по слову апостола Павла, что значит: не стоит заботиться даже о самом необходимом, если в нем кроется опасность какого-либо дурного деяния.

    Фрагменты.