- 1.
Ст. 1-2 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено
Все в нашем человеческом мире зависит от человеческого добра и зла. Это на самом деле и кровля, и фундамент всего человеческого. Это определяет и предопределяет судьбу любого человеческого творческого произведения и творения. Человек есть насквозь настолько нравственное существо, что он этим просто заразил все бытие: и его зло, и его добро настолько проникающие и распространяющиеся, что тут же пронизывают все, чего он касается. Таким образом они становятся главными детерминантами судьбы данного существа или твари. Пример: зло христоборческих иерусалимлян и евреев христоубийц таково, что оно подрывает и разрушает мертвые здания: не останется здесь камня на камне от величественного здания храма, все будетъ разрушено (стих 2). Действительно: камни возопiютъ от ужаса. И возопили; не могли выдержать: распались от скорби и боли, наблюдая и переживая самое страшное человеческое злодеяние - богопредательство и богоубийство.
Человеческое зло это причина смерти в мире человеческом; оно причина всякого разрушения и хаоса также и на материальном, географическом уровне. Но: наше земное зло и добро также будет причиной космического вселенского пожара, в котором сгорят не только старая земля и старое небо - в котором небеса прейдут с шумом. Так человеческая нравственность определяет судьбу не только земли, но и небес. Настолько бесконечно важно и безмерно судьбоносно наше человеческое зло и наше человеческое добро. Действительно, человек - это самое важное существо после Бога во всех видимых мирах. Выдумав грех, и через него зло, человек вовлек во все существа смерть, и хаос - в материальный мир. Повлек за собой в хаос всю природу. В действительности, человек господствует над природой своим существом, которое по всему и во всем существо нравственное. Его нравственность устанавливает законы природы, меняет природу, и держит в руках ее судьбу. И жизнь, и смерть природы зависят от человека. Он - главный режиссер в драме природы.
- 2.
Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено
См. Толкование на (Мф 24:1)
- 3.
Ст. 3-5 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос », и многих прельстят
Признак кончины века? Последнее состязание человеческого зла и человеческого добра. И то и другое достигнет своей высочайшей вершины, причем через людей. Все зло восстанет против всего добра, и все добро против всяческого зла: все добро целиком будет олицетворено в Богочеловеке Христе, все зло - в Антихристе. Люди будут распределяться только соответственно этим двум личностям на две группы. Зло будет настолько мощно и страшно, что появятся многочисленные самозванные Мессии, ложные Христы, ложные спасители человечества. И многих эти самозванцы обманут. Существует ли проверка для этих «спасителей» человечества? Существует: Крест и победа Богочеловека над смертью через воскресенье, и при том и прежде того безгрешная жизнь Богочеловека среди людей на земле. Этого ни один из самозванных христов = спасителей человечества не сможет показать. «Я Христосъ». Почему? Мы знаем из Евангелия Богочеловека: «Iисусъ Христосъ вчера, и сегодня, и вовеки тотъ же» (Евр 13:8): то же Его Евангелие, та же Его Церковь. Самозванец с именем Христа, Мессии, Спасителя - это каждый, кто в чем бы то ни было отступает от исторического Христа, или совершает компромисс с каким-то злом, или соблазняется каким-то грехом.
- 4.
Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас
См. Толкование на (Мф 24:3)
- 5.
ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос », и многих прельстят
См. Толкование на (Мф 24:3)
- 6.
Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец
Грехолюбие и злолюбие а через них самолюбие создает войны между людьми, между народами, между царствами. «Откуда у васъ вражды и распри? не отсюда ли, отъ вожделенiй вашихъ, воюющихъ въ членахъ вашихъ?» (Иак 4:1). Грех в сущности человекоубийца, ибо он всегда ведет с собой смерть; причем двойную: смерть духовную и смерть телесную. Грех убивает всего человека. Если прорастет и созреет посеянный грех, он неизбежно созреет смертью, сперва духовной, а затем и телесной.
Грех - это вражда с Богом, война с Богом; но также и вражда против человека, который есть Божие создание, богообразное существо. Раздраженный Христом, Евангелием Христовым, Церковью Христовой, христоносцами Христовыми, грех при конце мира будет употреблять самые свирепые войны между людьми и народами, чтобы посрамить Христа и его немощь. И маловерные люди будут спрашивать: как же Христос - Бог, когда Его учение не может овладеть миром, устранить войны, чтобы воцарился мир между людьми и народами? Страхи и ужасы войн, по диалктике режиссера войн, будут употреблены со стороны христоборцев как доказательства немощи Христа и христианства. Это соблазнит многих. Спаситель предупреждает об этом Своих последователей: Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежитъ всему тому быти (стих 6). Надлежитъ? да, ибо размноженное среди людей и взбесившееся зло должно проявиться через людоедские войны; это его dei = надлежитъ; это его логика, его диалектика, его диаволодицея. Грех в человеческом мире всегда имеет одну и ту же цель: убить человека. Ибо это цель изобретателя и творца греха и смерти- диавола: «Онъ человекоубийца отъ начала» (Ин 8:44). А диавол убивает человека грехом. Ибо грех - это жало смерти, через которое в человеческое естество вбрызгивается яд смерти, постепенно умерщвляющий человека, пока полностью его не омертвит. Омерщвленный грехом человек считает смерть естественным делом. А такое понимание навязывает ему его огреховленный ум, который грехолюхбием полностью искривился, оненормалился и во многом одемонизировался.
Спаситель говорит о войнахъ как о чем-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны; если войны постигнут их, они должны им противопоставить свои евангельские добродетели: веру, молитву, терпение, кротость, милосердие, любовь, пост и остальные. Ибо так по евангельски ведется война против войны, против греха, против диавола. «Наша брань не противъ крови и плоти, но противъ начальствъ, противъ властей, противъ мiроправителей тьмы века сего» (Еф 6:12).
- 7.
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
То, что причина войн грех, а через него сам диавол, доказывается также и тем, что в человеческом мире помимо войн будут еще и глады, моры и землетрясенiя по местамъ (стих 7). Все это превосходит чисто человеческие силы и возможности; тут уже начинается непосредственная деятельность «духовъ злобы поднебесныхъ». Разлитое через человека по физической природе, зло бросает в жар всю природу, сотрясает ее своими лихорадками, хаотизирует ее, вбрасывая себя и свой демонизм в божественное устройство вселенной. Природа в сущности - нравственное существо, моральное создание; она откликается на присутствие зла также, как и на присутствие добра. Земля начала произращать терние и сорную траву только тогда, когда грех вошел в нее через человека. Символика: мир физический восстал против человека, потому что тот ввел в него разрушительную силу зла: грех, и через грех - смерть. Природа мстит человеческому роду через неурожаи, голод, моры, землетрясения. Природа всегда чувствует и знает: или Бога, или диавола. Отрицая Бога, человек стал единственным существом, единственным выродком среди всех существ, который не признает Бога. Этого даже и диавол не делает. В этом и заключается трагическая, но и комическая «оригинальность» человека. Но и вся обесприродненность его. А когда он при этом не признает даже и диавола, тогда он воплощение, олицетворение одной единственной самоубийственной неприродности и противоестественности.
- 8.
все же это - начало болезней
Все же это начало болезней: для людей, для человека вообще, ибо человек - это чувствилище природы, главное и наиглавнейшее. Все другие земные существа меньше почувствуют муку от войн, голода, мора, землетрясений. Если хотите, человек - это главная антенна природы, самая сложная и самая чувствительная для всего, что происходит в природе. Она ловит и самые тонкие трепетания, и самые страшные судороги природы. Да, да, человек - это всечудо природы. Он - природа в малом, вся природа, всеприрода. Но он также и природа в великом, ибо он ведет всю природу или к Богу, или к диаволу. Он - ее судьба, ее вождь, ее путеводитель. Она им ощущает и сознает свое божественное назначение наиболее полным и совершенным образом. Он - глава ее, и сердце.
- 9.
Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое
В нашем человеческом мире грех силен человеком. А это значит: зло сильно человеком, смерть сильна человеком, диавол силен человеком. Ибо только через человека и грех, и зло, и смерть, и диавол владеют природой, земным миром. Тут чувствуется сила того слова Божьего, которым человеку дана власть над природой: «управляйте землей и владейте ею». - И человек управляет и владеет ею или своим добром, или своим злом. Если он владеет ею своим богоустремеленным добром, то он превращает землю в рай; если же он ею владеет своим диаволоцентричным злом, то он превращает землю в ад. Все это зависит от свободы человека, от его самоопределения в отношении добра или зла, Бога или диавола. Зло по своей природе всегда- антихристово, антилогосно, и это явно или тайно. Но в конце истории мира оно будет совершенно ясно и наиболее очевидно антихристово. Через все свои действия оно, на самом деле, всегда нападает только на Христа, на это Божественное воплощение и человеческое олицетворение всесовершенного и всевечного добра Божия. И добро, и зло владеют земным миром через людей. Христово добро владеет миром через христоносцев, через Христовых последователей. Поэтому против них восстают, мучат их, бьют и убивают все любители и служители зла, а это - служители диавола. Опоенные и соблазненные, заблудшие и сведенные с ума сластями зла, слуги диавола будут мучить и планомерно с радостью убивать последователей Христовых. Действительно, они будут бороться против Христа в христоносцах, и возненавидят их за имя Его.
- 10.
и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга
И тогда соблазнятся многiе, - чем? Тем, что слуги зла и диавола мучают и убивают христоносцев, христиан, а всемогущий и всечудотворный Богочеловек Христос их не защищает. Они в этом увидят или Его слабость, или небрежение, или несуществование. «Если Он существует, то почему не защищает своих?» - скажут соблазненные. Но они не знают, что это все допускается, чтобы явилось, насколько безгранична свобода человеческая, и в ней - сколь безгранично и богопротивно зло человеческое. Ибо как бы осознали, до какого падения дошло человеческое естество, если не тем, что оно слепо и безумно восстает и убивает Божественное Добро в мире: Христа и христоносцев. Свобода человеческая постепенно сходит с ума от зла и греха, пока наконец совсем не обезумеет, когда полностью предастся и подчинится злу и греху: Тогда другъ друга будутъ предавать, и возненавидятъ другъ друга (стих 10).
- 11.
и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих
Лжепророки? - Это те, которые величают зло и творца зла: диавола; так же как истинные пророки суть те, которые величают добро и творца добра: Бога. Лжепророки будут говорить по вдохновению нечистых сил, демонов; подобно тому, как истинные пророки говорят по вдохновению Божию. И зло, и добро имеют свою огромность и силу. Силой зла отличаются ложные пророки, и так они прельстятъ многихъ (стих 11). Все свое учение и деятельность истинные пророки сводят на принцип и выводят из принципа: «так говорит Господь», «так делает Господь». А о ложных пророках можно было бы сказать: все свое учение и деятельность они сводят на принцип и выводят из принципа: «так говорит диавол», «так делает диавол». Первые все сводят на Христа, вторые - на антихриста. И прельстятъ многихъ (стих 11), ибо эти многiе подумают, что зло сильнее добра, неправда сильнее правды, ложь сильнее истины, ненависть сильнее любви, диавол сильнее Бога. Но в этом и заключается самый страшный обман и соблазн великой свободы, которую имеет человеческое существо в отношении к Богу и диаволу. Поэтому это падение, которым человек падает в ад, в царство диавола, и там остается навеки. Так же как его подъем к Богу через святые тайны и святые добродетели вводит его в рай, где он вечно будет жить в вечных и боговечных совершенствах Божиих.
- 12.
и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь
Умноженiе беззаконiя - знак присутствия диавола в мире. Ибо диавол - первый беззаконник и изобретатель беззакония. Что такое беззаконiе? - «Грехъ есть беззаконiе» (1 Ин 3:4), до самого вхождения греха в мир миром владел Закон = Законие: Бог и Божие, т. е. то, что нормально, законно, божественно, добродетельно, на самом деле Бог есть единственный Закон, Всезакон. Воплощенный Бог Логос, Богочеловек Христос Своей безгрешностью показал, что Он действительно Всезакон, т. е. жизнь вся в Боге, по Богу, Богом, ради Бога. Грех вносит в Божий мир беспорядок, в закон - беззаконие. Размножение греха в мире размножает беспорядок, хаос, беззаконие. Чем ближе к концу мира, тем зло все больше раздражается на Господа Христа и христоносцев, почему диавол и выводит против них все больше и больше грехов, причем через людей, и таким образом увеличивается беспорядок, и хаос, и беззаконие, и мало чего остается от Божьего порядка, закона, рая. Глядя на бурное размножение беззакония, быстрое разрастание зла и греха, многие соблазнятся, потому что будут думать и говорить: если столько зла в мире, столько беспорядка, хаоса, беззакония, тогда - нет Бога над таким миром; если бы Он был, то воспрепятствовал бы или уменьшил зло и беззаконие. Из-за умножения беззакония во многихъ охладеетъ любовь к Богу и добру (стих 12). Охладеетъ любовь тех, кто не имеет глубокой веры, которая провидит в божественные премудрые глубины Божьего промышления о мире и роде человеческом. «Господи, умножь въ насъ веру». Верой увеличивается любовь; маловерием она уменьшается, пока неверие совершенно ее не уничтожит.
- 13.
претерпевший же до конца спасется
Претерпевший же до конца спасется (стих 13). Кто же это? Тот, кто пронесет сильную веру через все ужасы и христоборческие соблазны. Спасется. Что это значит? Спасается человек от греха, смерти и диавола. Чем? Евангельскими добродетелями, которыми предводительствует вера. Ибо только она преодолеет и до конца победит и грех, и смерть, и диавола. Но каждая евангельская добродетель имеет свою добродетель, своего близнеца; это терпенiе. Спасает, следовательно, вера, которая терпит; молитва, которая терпит; пост, который терпит; кротость, которая терпит. Только терпение до конца в добродетели спасает человека от греха, смерти и диавола. Ибо на каждую добродетель: и на веру, и на любовь, и на надежду, и на молитву, и на пост нападает диавол через разные соблазны и грехи, и поэтому только терпение, только выдержка побеждает все эти соблазны, все эти грехи, всех этих нападающих. Терпение - это своего рода евангельская вседобродетель. Каждая евангельская добродетель только ею становится настоящей добродетелью. Без нее каждая добродетель быстро сохнет и увядает.
- 14.
И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец
Вопреки умножившемуся беззаконию и усилившемуся христоборчеству - проповедано будетъ сiе Евангелiе царствiя по всей вселенной, во свидетельство всемъ народамъ (стих 14). Евангелие царства будут проповедовать неустрашимые христопроповедники в мире, в котором будет царить зло, и грех, и смерть. Но в этом и заключается всемужество и всевозвышенность веры: веровать в победу царства Божия, царства Добра, царства Христова, хотя везде зло, хотя «весь мiръ лежитъ во зле» (1 Ин 5:19), ибо Богочеловек - главный и непобедимый военачальник Евангелия царства. «Сiя есть победа, победившая мiръ, вера наша. Кто побеждаетъ мiръ какъ не тотъ, кто верует, что Iисусъ есть Сынъ Божiй (1 Ин 5:4). Чем побеждаем? Христом, Который в нас: «ибо Тотъ кто въ» нас, «больше того, кто в мiре» (1 Ин 4:4).
В целой вселенной будет выставка Христова добра и диаволова зла; Евангелие будет проповедано всей твари, чтобы ни одна тварь не имела извинения, будто она не знала о Богочеловеке Христе и о спасении, совершенном Им. Поэтому Спаситель и сказал: во свидетельство всемъ народамъ. Значит: все народы будут иметь достаточно многчисленные свидетельства о Христе как Спасителе рода человеческого, так что никто не будет иметь извинения для своего неверования во Христа в день Суда. И тогда прiйдетъ конецъ (стих 14). Чего? - Мира. Ибо он завершит миссию, определенную Богом. Это как бы некое дополнение и объяснение этих слов Спасителя: «доколе не прейдетъ небо и земля, ни одна iота или ни одна черта не прейдетъ изъ закона, пока не исполнится все» (Мф 5:18). Свидетельство всемъ народамъ, - какое, о чем? - о том, что никто кроме Богочеловека Христа не спасает человека, род человеческий и мир от греха, смерти и диавола. Все остальные так называемые «спасители человечества» - это ничто иное, как «воры и разбойники», ибо не дают человеку «жизнь съ избыткомъ» = жизнь вечную, и не гарантируют ему бессмертие, но крадут у него или убивают в его душе то, что бессмертно, божественно, богообразно, богоустремленно, вечно, богочеловечно (ср. (Ин 10:9)). Конец мира настанет, когда весь мир узнает Божию истину о мире: Евангелие Христово. Ибо это - Божия всеистинная философия о мире. Внем объявлен весь Божий вечный план о мире: с начала до конца, хотя он осуществляется во времени и вечности.
- 15.
Ст. 15-22 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни
В противовес Церкви, которую Богочеловек строит через Своих поледователей (Еф 4:11), и которая и есть рай не земле, царство небесное на земле, грехолюбцы в мире, создают царство зла, ад: мерзость запустенiя (стих 15), ужас запустения, старающийся опустошить мир, лишить его всего божественного, и таким образом показать, что мир не есть дело Божие, что нет Бога, или если Он есть, что Он оставил этот мир и предоставил его диаволу, или что Бог со Своим добром бессилен перед злом и его силой. Иеще: «царство запустения» захватит и само святое место - Церковь. И тут будет много ужасов, чтобы и Церковь посрамилась и с правом о ней говорилось бы: вот и она предала Христа, и она бессильна защититься от страшной силы зла. И еще: человек место святое, и на этом месте святом - мерзость запустения, ибо каждый человек своей богообразной душой есть место святое. Наконец, каждая тварь есть место святое, ибо каждая - создание Бога Логоса, ибо каждая логосна по сути, по ядру. Когда все эти святые места обесчестятся, осквернятся, подвергнутся хуле, то это будет признаком наступления конца мира. Тогда уже будет поздно предпринимать что бы то ни было для спасения; тогда всякое бегство будет напрасно, ибо мир задохнется в потопе человеческого, антихристова зла и беззакония. Это будет вершина всеобъемлющего бедствия в мире. Это будет всеобщий мор; только ради избранныхъ сократятся те дни (стих 22). Значит: в этом всеобщем запустении всего святого и божественного на земле выживут избранные по благодати Божьей. Кто же это? Люди Христовой веры, христоносцы и христолюбцы. Их никакое зло не отвратит от Христа; ни скорбь, ни меч, ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни власти, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни глубина, ни высота, ни какая другая тварь (Рим 8:35).
- 16.
тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы
См. Толкование на (Мф 24:15)
- 17.
и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего
См. Толкование на (Мф 24:15)
- 18.
и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои
См. Толкование на (Мф 24:15)
- 19.
Горе же беременным и питающим сосцами в те дни
См. Толкование на (Мф 24:15)
- 20.
Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу
См. Толкование на (Мф 24:15)
- 21.
ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет
См. Толкование на (Мф 24:15)
- 22.
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни
См. Толкование на (Мф 24:15)
- 23.
Ст. 23-24 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных
От устрашающих невыносимых мук каждый будет искать спасителя, и многие постараются провозгласить себя Христомъ, и себя предложат вместо Него и как Его. Но Христос пришел один раз в этот земной мир, вочеловечившись, и как Богочеловек оставил всего Себя навсегда в своей Церкви апостольской, в Церкви святоотеческой. Из-за того, что Господа Христа никто из людей не может заменить достойно, Он и остался в Церкви Своей апостольско-православной весь во всей Своей исторической полноте и силе.
Имея в виду многочисленных самозванных и ложных Христов, которые появятся в ходе истории, Спаситель и направляет Своим последователям это божественное напоминание: тогда если кто скажетъ вамъ: вотъ, здесь Христосъ, ли тамъ; не верьте. Ибо возстанутъ лжехристы и лжепророки, и дадутъ великiя знаменiя и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранныхъ (стих 23-24). - Бесчисленные еретики, и раскольники, и сектанты и другие ложные христиане говорят: с нами Христос; вот, Христос в нас! - В действительности, это все ложные Христы. Всеистинное благовестие апостольско-православной Церкви: «Iисусъ Христосъ вчера, и сегодня и во веки тотъ же» (Евр 13:8); тот же, с абсолютно теми же богочеловеческими особенностями и свойствами.
- 24.
Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных
См. Толкование на (Мф 24:23)
- 25.
Ст. 25-26 Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне », - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах », - не верьте
Существуют два пришествия Христова в наш земной мир; это ясно из Евангелия. Первое все под знаком спасения рода человеческого от греха, смерти и диавола. Людям для этого Богочеловек дал все необходимое. Ничего не оставлено в стороне или пропущено; все божественно мудро и предусмотрено, и сделано. Тут не нужна никакая поправка до конца веков. Поэтому бессмысленно говорить о многих пришествиях Христовых: Вотъ Онъ въ пустыне…, вотъ Онъ въ потаенныхъ комнатахъ…. Будь Богочеловеково дело спасения мира чисто человеческим подвигом, оно было бы несовершенно, и разумеется, нуждалось бы в поправках, дополнениях, исправлениях. Но оно во всем и по всему богочеловечески совершенно, и поэтому ему ничего не нужно из всего этого, меньше всего- пришествия Христовы. Поэтому и Спаситель предупреждает Своих последователей: Не верьте. Второе пришествие Христово будет пришествием Его как Судии: чтобы увидеть, что люди, все люди, сделали со своим спасением; и как они использовали средства спасения, которые Он им при Своем первом пришествии на землю оставил.
- 26.
Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне », - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах », - не верьте
См. Толкование на (Мф 24:25)
- 27.
ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого
Как придет Господь Христос во второй раз? Как молнiя. Будет видим для всех глаз, непостижим как молнiя, огромен и силен как молния. Это значит: Он явится весь как свет. Тогда мы опытно узнаем, что означают слова святого Апостола: «Бог есть свет». Он, Бог Логос, который присутствует всегда, везде и на всяком месте, вдруг станет видимым как Богочеловек всюду и на всяком месте.
Во дни антихристовы скорбь охватит и самые небесные светила: И вдругъ, после скорби дней техъ, солнце померкнетъ, и луна не дастъ света своего, и звезды спадутъ съ неба (стих 29),- как бы, и несомненно, несчастье земли затопит небеса, мраком покроет солнце, у луны отнимет свет, силы небесные возбудит и подвигнет. Ибо все сущее живо и органически связано. Псалмы боговдохновенно свидетельствуют: холмы и горы, и трава, и небеса, все хвалит и славит Господа - всякое дыхание. А когда земля заболеет смертельно от человеческих злодеяний, тогда и солнце помрачится, луна почернеет, звезды с неба начнут падать… Да, да, да: такое расстройство вызовет наша планета среди своих подруг. Тогда «мертвая природа» зарыдает от боли. От страхований, которые ей доставит земля и ее земнородные грехолюбцы и смертотворцы. Зло человеческое настолько велико и сильно, что от него угасает солнце, умирает луна, звезды падают со своих мест и теряют свои орбиты, и все небесные силы движутся во мрак и неизвестность. Так нравственные особенности человека определяют судьбу неба и небесных светил. Настолько человек важное существо в этом мире Божием. Настолько важное, что в наш маленький земной мир сошел Сам Бог Логос и стал человеком. Настолько важное, что Богочеловек Христос снова сойдет в наш человеческий мир как Судия, который полностью обнаружит, что люди сделали с собой и с мирами вокруг себя.
- 30.
тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою
Мрак, в котором утонет земля и все небеса, будет исключительно страшен и мучителен. Это будет мрак, весь сотканный из человеческого зла, мрак, какого доселе не видел мир. Тогда в этом мраке появится знаменiе Сына Человеческаго на небе: Крест. Непременно весь созданный из неугасимого света Богочеловеческого. И тогда восплачутся все племена земныя (стих 30). Почему? Потому что каждое из них по-своему распинало на кресте своих зол Богочеловека Господа Христа. Это не все: «возрыдаютъ предъ Нимъ все племена земныя» (Откр 1:7): Одни от восхищения, и умиления, и радости, что осуществилась мечта их веры, а другие- от того, что боролись против Богочеловека Христа. А вот, Он есть и Судия, и Спаситель. Да, тогда каждое человеческое существо будет иметь причину заплакать, когда увидит Сына человеческаго, грядущаго на облакахъ небесныхъ съ силою и славою великою (стих 30).
- 31.
Ст. 31-36 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один
По своему происхождению зло очень просто и несложно: оно от диавола и диавольского самолюбия в человеке. Но в своем развитии и через человеческую историю и материальный мир оно очень комплицируется, осложняется, заплетается, переплетается, сплетается в страшные лабиринты. Поэтому человеческое сознание часто не умеет найти выходы из этих лабиринтов, теряет силы и срывается в скептицизм и отчаяние, в проклятие. Всевидящий Спаситель ясно видит и предвидит все развитие зла в роде человеческом. Кое-что Он и открывает из этого, но не все. Не прейдетъ родъ сей, какъ все сiе будетъ (стих 34): пока не сбудется все, что относится к разорению Иерусалима со стороны римлян. Родъ в узком смысле это современники Спасителя; в широком: апостолы, которые через Церковь пребудут до конца мира, потому что они представляют собой бессмертный христианский род, который не уменьшается, но постоянно увеличивается и бесконечно продолжается. То, что это так, показывают следующие слова Спасителя: Небо и земля предутъ; но слова Мои не прейдутъ (стих 35). Значит: одна и та же Истина и небе, и на земле, и в словах Господа Иисуса. Все ее пути через творение знает только Господь. Также точно только Он знает все пути зла и его развития в нашем земном мире. Его молниеобразное пришествие совершится не прежде, чем в нашем мире созреет и зло, и добро. Чтобы зло не сказало, что над ним совершено насилие Всемогущим Богом, ибо ему не дано было время, чтобы до конца довести свою борьбу с добром. Поэтому и дается время и добру, и злу, чтобы они до конца развили свою мощь и свои силы. А когда созреет земное жито добра и зла, тогда придет Сын Человеческий как молния. О дне же томъ и часе никто не знаетъ, ни Ангелы небесные, а только Отецъ Мой одинъ (стих 36). Значит: это знание превышает и ангельские, и человеческие способности познания. Человеческому естеству как таковому не принадлежит это знание, почему Спаситель и говорит, что даже Сын Человеческий этого не знает, т.е. не знает Его человеческое естество, хотя как Сын Божий и Бог Логос, Господь Христос это знает. Человеческое естество по своей силе не может узнать и знать этого; это познание и знание оно может получить как дар от всеведущего Бога. Логика человеческого естества не может этого ни знать, ни предвидеть, ни контролировать.
- 32.
От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето
См. Толкование на (Мф 24:31)
- 33.
так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях
См. Толкование на (Мф 24:31)
- 34.
Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет
См. Толкование на (Мф 24:31)
- 35.
небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут
См. Толкование на (Мф 24:31)
- 36.
О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один
См. Толкование на (Мф 24:31)
- 37.
Ст. 37-42 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
Это для нее будет неожиданно, но по плану Божественной логики Логоса, которая и ведет все существа и твари к их завершению во времени и пространстве. Но именно это человеческое незнание должно быть судьбоносным нравственным побуждением для великого евангельского бодрствования над собой и над человеческим естеством этом мире: Итакъ бодрствуйте, потому что не знаете, въ который часъ Господь вашъ прiидетъ (стих 42).
- 38.
ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег
См. Толкование на (Мф 24:37)
- 39.
и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого
См. Толкование на (Мф 24:37)
- 40.
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
См. Толкование на (Мф 24:37)
- 41.
две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
См. Толкование на (Мф 24:37)
- 42.
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
См. Толкование на (Мф 24:37)
- 43.
Ст. 43-51 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов
Все зло антихристова времени, и весь отпор добра Христова должны для христиан быть постоянным напоминанием и поводом, чтобы они в любой момент были готовы к пришествию Господа и для встречи с Ним, готовы для Страшного суда. Потому и вы будьте готовы; ибо въ который часъ на думаете, прiидетъ Сынъ Человеческiй (стих 44). Каждое зло, которое ты видишь содеянным, как бы говорит тебе: будь готовъ! Так же и каждое добро. Христианское сознание и евангельская совесть приказывают: в любой момент надо быть готовым ко встрече с Господом Христом. Как же можно всегда быть готовым? При помощи евангельских подвигов, при помощи святых добродетелей евангельских: молитвы, поста, милосердия, любви, смирения, кротости, терпения и остальных. Каждая из них держит душу бдительной по отношению к Богу, и готовит ее к достойной встрече с Ним. Будьте готовы = подвизайтесь во святых добродетелях евангельских. Верный и мудрый слуга Христов тот христианин, который знает, что он в этом мире для того, чтобы питать своих ближних евангельской пищей, т. е. евангельскими добродетелями. В переносном, духовном, смысле: тот, который и душу и тело, все существо свое питает богочеловеческой пищей: святыми евангельскими добродетелями и святыми таинствами. Тот раб блаженъ, который поступаетъ такъ (стих 46), блажен в своем деле, и так предучаствует в вечном блаженстве Божием.
Злой рабъ есть каждый, кто говорит въ сердце своемъ: не скоро прiйдетъ господинъ мой, и начнетъ бить товарищей своихъ и есть и пить съ пiяницами, т.е. начнет бить все божественное, святое, бессмертное в нем и в мире вокруг него, и предаваться страстям, которые всегда неотрезвимые пьяницы, ибо всегда буянят, и никогда не насыщаются и не напиваются досыта. А конец, каков конец злого раба? Придетъ господинъ раба того въ день, въ который онъ не ожидаетъ, и въ часъ, въ который не думаетъ; и разсечетъ его, и подвергнетъ его одной участи съ лицемерами; тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ (стих 50-51). Почему съ лицемерами? Потому что разыгрывал раба Господина, раба, который как будто хорошо управляет имением Божиим, на деле же все делает против воли Господина. Поставленный Богом, чтобы по Божиим заповедям прожить свою земную жизнь, злой рабъ проживает ее себялюбиво и самолюбиво, грешно и грехолюбиво, почему Господин и посылает его в царство вечного эгоизма и самолюбия, греха и грехолюбия, тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ (стих 51).
- 44.
Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий
См. Толкование на (Мф 24:43)
- 45.
Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время
См. Толкование на (Мф 24:43)
- 46.
Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так
См. Толкование на (Мф 24:43)
- 47.
истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его
См. Толкование на (Мф 24:43)
- 48.
Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой
См. Толкование на (Мф 24:43)
- 49.
и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами
См. Толкование на (Мф 24:43)
- 50.
то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает
См. Толкование на (Мф 24:43)
- 51.
и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов
См. Толкование на (Мф 24:43)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Иустин (Попович) > От Матфея святое благовествование > Глава 24