• 1.

    Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху

    Что такое земная жизнь? Ничто иное как приготовление к вечной жизни. Жизнь на земле - это непрерывная подготовка к жизни на небе. Эта подготовка совершается при помощи небесных добродетелей. А это - евангельские добродетели, которые людям проповедовал Царь неба, Господь Христос, сойдя на землю и став человеком. От этих добродетелей душа онебесяется, умудряется и становится достойной небесного царства. Без этих добродетелей душа человеческая сходит с ума и совсем теряет разум; то есть огреховляется, озлобляется, заражается адом и уходит в ад, где нет ни Бога, ни небесного царства. Ибо только Божественное и Божие влечет и приводит к Богу, к царству Божию; а грех и зло - это нечто диавольское и диаволово, поэтому и ведет к диаволу, царству диаволову. Это логично и для человеческой земной логики.

    Каждый человек, который рождается в этот мир, получает светильникъ, т. е. богообразную душу, которая ему во тьме этого мира освещает путь к Богу. А вся жизнь человеческая в этом мире - это ничто иное как шествие навстречу Жениху, Господу Христу. Что бы он ни делал, как бы он ни жил, человек через эту жизнь идет навстречу Жениху Небесному. Ибо и этот мир, и жизнь в нем, символизируют Царство небесное. Значит: они суть приготовление к нему.

  • 2.

    Ст. 2-4 Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих

    Душа в человеке сходит с ума, когда человек ее не питает божественной пищей: евангельскими добродетелями и самим «хлебомъ жизни», «хлебомъ Божiимъ», «который сходитъ съ небесъ и даетъ жизнь мiру» = Христом Богочеловеком (Ин 6:33). 35. 51). Питая свою богообразную душу всем другим, только не Богом, не Богочеловеком, человек и делает так, что душа его сходит с ума от голода по Христу. И из этого маленького мира уходит в небесный мир Без Христа, без Небесного царя. Это выражают многозначительные слова Спасителя: юродивые же, взявъ светильники свои не взяли съ собой елея (стих 3). Т. е. души их уходят из этого в иной мир без Господа Христа и Его света. А это их сумасшествие, и ужас, и вторая смерть. Если же душа богообразная и богоустремленная в этом мире питает себя Христом Богом; если она в этом мире живет Им, мыслит Им, чувствует Им, желает Им, действует Им, она становится мудрой, обогомудривается: знает и путь и цель пути в этом мире. Она постоянно в светильник свой доливает елея, и светильник горит и светит, и освещает путь из этого в тот мир через тьму греха, зла и смерти. Она непрестанно добавляет добродетель к добродетели: любовь к вере, веру к надежде, надежду к молитве, молитву к посту, пост к смирению, смирение к кротости… Она все больше и больше разгарается, все сильнее горит и сильнее светит. Она знает: богоустремленный светильник существа человеческого горит и светит, когда в него постоянно доливается елей евангельских, божественных добродетелей и святых таин, в частности святого Причастия. Тогда - сам Бог горит и светит в душе, ибо Он есть огнь попаляющий и свет милующий. Это означают многозначительные слова Спасителя: Мудрые же вместе со светильниками своими взяли елей въ сосудахъ своихъ (стих 4). Блаженный Феофилакт благовествует: души наши - это светильники, и ум - это светильник души; душа светит и горит, когда имеет елей добродетелей.

  • 3.

    Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла

    См. Толкование на (Мф 25:2)

  • 4.

    Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих

    См. Толкование на (Мф 25:2)

  • 5.

    Ст. 5-6 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему

    Женихъ замедлилъ со Своим вторым пришествием, и дремота смерти напала на всех дев, и они уснули сном смерти. Т.е. тела их заснули сном смерти. Жизнь на земле завершена: каждая душа оставляет земле своего спутника, тело, а сама уходит, с елеем или без елея, в загробную жизнь, чтобы ждать пришествия Жениха. И въ полночь, т.е. когда никто этого не ожидает, кроме стражей, раздался крикъ: вотъ, женихъ идетъ, выходите на встречу ему (стих 5). Въ полночь человеческой истории, когда тьма греха и мрак зла покроют всю человеческую деятельность и достигнут своей вершины в человеческом мире - придет Небесный Женихъ, Господь неба и земли. Тогда, в полуночи, больше всего нужен будет свет.

  • 6.

    Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему

    См. Толкование на (Мф 25:5)

  • 7.

    Тогда встали все девы те и поправили светильники свои

    И - тогда встали все девы те, и украсили светильники свои (стих 7); т.е. все воскресли из мертвых, души их соединились с своими телами, пробудившимися от сна смерти. Воскресение - общее, каждый должен воскреснуть, таков путь человеческого существа через эти миры. А воскресение значит: каждая душа должна взять свое тело, и все то, чем она украшалась во время до второго пришествия Господа Христа.

  • 8.

    Ст. 8-9 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

    Только тогда юродивые доходят до сознания: в их светильниках не хватает елея, не хватает в полуночи, когда ничего не видно, а надо выйти навстречу Жениху Небесному. Только тогда они осознают, что им, богообразным существам, необходимо все множество евангельских добродетелей, которые подобно елею горели бы божественно в светильниках их душ: светильники наши гаснутъ (стих8), и это в полночь. В каком мраке мы тогда потонем, и как мы найдем путь? А мудрые? Они не имеют избытка добродетелей; все что имеют - им необходимо; т.е. никогда человеческому естеству не может быть достаточно евангельских добродетелей, евангельского добра, евангельских благовестий. Тут не может быть «излишка добрых дел». Даже самый богатый духовным богатством всегда «нищъ духомъ»: чтобы не случилось недостатка и у насъ и у васъ, т.е. нам всегда мало Бога и Божиего; кто знает, сколько продлится эта полночь: пойдите лучше къ продающимъ, и купите себе (стих 9). Но кто же они? Люди на земле, со всеми условиями земной жизни.

  • 9.

    А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе

    См. Толкование на (Мф 25:8)

  • 10.

    Ст. 10-13 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

    К Страшному суду надо быть полностью готовым, чтобы человек мог с Господом войти в Его царство, в Его торжество: бракъ небесный, когда каждая обоженная, охристовленная душа навсегда венчается с Небесным Женихом, входит в радость Его. А до этого - душа должна полностью охристовиться при помощи святых таин и святых добродетелей в святой жизни. Это ее спасает, хранит от всякого сумасшествия в грехе. Ибо грех и есть безумие души перед Богом и против Бога. Грех есть юродство души перед Богом. Готовые к пришествию Господа Христа и для Царства Небесного личности- это те, которые и душу, и тело украсили бессмертными добродетелями и евангельскими светильниками. Со Святым живут свято, и общаются святыней и святостью. Двери затворились для всех неготовых, неприготовленных, неохристовленных душ. Когда они приходят, и когда молят Господа чтобы открыл им, Он, Всемилосердный, отвечает: Истинно говорю вамъ, не знаю васъ (стих 12): вы грехами полностью исказили свое богообразное существо, стерли все божественные черты, настолько отождествились со злом и творцом зла, что Я вас не узнаю. Вы больше даже не Мои создания. Каждым своим грехом, и пороком, и страстью вы говорили Мне: не желаем тебя, не знаем тебя. И вам удалось при помощи греха полностью обезбожить себя так, что Я ничего Своего не нахожу в вас, не узнаю в вас: все ваше - чуждо Мне, это не Мое, не от Меня, но от Моего черного противника. Нет более страшного приговора, чем когда Бог в день Страшного Суда скажет своему созданию: не знаю тебя. Это значит, что такое создание исторгло из себя все божественное, бессмертное, вечное, и уничтожило всякий след Божиего в себе. Как ленивый слуга в притче о талантах. Это и составит главный ужас Страшного суда. Поэтому Спаситель и выводит из этой притчи спасоносное поучение: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, въ который прiидетъ Сынъ человеческiй (стих 13). - Вся земная жизнь человеческая должна быть евангельским бдением души для вечной жизни с Небесным Женихом в Царстве небесном.

  • 11.

    после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам

    См. Толкование на (Мф 25:10)

  • 12.

    Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас

    См. Толкование на (Мф 25:10)

  • 13.

    Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

    См. Толкование на (Мф 25:10)

  • 14.

    Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое

    Притча о талантах

    Притча о талантах - это как бы объяснение притчи о десяти девах. Она нам ясно показывает, как надо евангельски бодрствовать и бдеть в этом мире, как души, люди приготавливаются к вечной жизни в Царстве небесном. Но точно также она нам наглядно показывает, как душа теряет Бога, а с Ним и мудрость, как она безумеет и с ума сходит, отвергая Бога и борясь с Богом и Божиим в себе и в мире около себя.

    Этот мир - именiе Божие, ибо он творение Божие. Призывая людей из небытия в бытие, из несуществования в существование, Он им в действительности передает добро Свое; т.е. душа и тело, которые Бог дает каждому человеку, составляют добро Божие: именiе Его, но также и этот мир, в котором человек живет. Так, человек на самом деле не имеет ничего своего; все, что он имеет - это дар от Бога. Бог дал человеку столько божественных сил, что передает ему весь мир для управления, для жизни, для пользования: отправляясь (въ чужую страну) призвалъ рабовъ своихъ и поручилъ имъ именiе свое (стих 14). Как сказано в начале Библии о людях, Бог, сотворив мир и все, в что в нем, передал его людям, сказав: «обладайте и владычествуйте имъ» (Быт 1:28).

  • 15.

    и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился

    Бог не одинаково дает дары всем людям; по божественной всевидящей и всепредвидящей мудрости Своей, Он дает именiе Свое людям: каждому по его силе (стих 15). - Это значит: Бог предвидит, как каждый из людей употребит свою свободную волю и все силы свои, и в соответствии с этим вверяет количество добра своего, имения своего. Главное, что Он даже и плохого и ленивого раба Своего не оставляет без добра Своего, ибо и ему дает один талант. Что же это? - Богообразная душа, со всеми богообразными свойствами своими: разумом, чувством, любовью, истиной, правдой, молитвой, свободой. Пять талантовъ: значит, более сильное ощущение и сознание, и любви, и правды, и истины Божией, и всего Божиего; т.е. ясное ощущение и сознание Бога и всего Божиего. Два таланта- это то же самое в меньшей мере.

  • 16.

    Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов

    Раб с пятью талантами: он всю жизнь свою на земле проводит, умножая имение Божие в себе: употребляетъ таланты Божии въ дело, т.е. живет истиной Божией, любовью Божией, правдой Божией, мудростью Божией, благостью Божией, святостью Божией, вечностью Божией; одним словом: живет Богом, ради Бога, в Боге. Таким образом он все Божие превращает в свое: и этот мир, и эту вселенную он рассматривает как имение Божье, дело Божье, в котором он, при помощи инструмента Божиего делает Божие дело, Божию работу, и так приобретаетъ другiе пять талантовъ (стих 16). Все свои силы и имение он вложил в Божие.

  • 17.

    точно так же и получивший два таланта приобрел другие два

    Раб с двумя талантами: точно так же. Все свои силы он также тратит в этом мире как в великой мастерской Божией, в которой он должен совершать одно дело Божье, вверенное ему Богом. Какое же? Дарами Божиими стяжать в себе как можно больше любви Божией, истины Божией, правды Божией, мудрости Божией, благости Божией, милости Божией, вечности Божией. И так удвоить свои от Бога полученные дары. Ничего из Божьего он не оставил в себе незадействованным; все пустил в оборот; непрестанно жил всем тем, что божественно, бессмертно, вечно в нем, и так удвоил свое имение: и получившiй два таланта прiобрелъ другiе два (стих 17). Всему Божиему в себе он нашел соответствующее Божие в мире вокруг себя. Все Божие в себе он своей жизнью соединил с Божиим в мире, и так исполнил свое Божественное назначение в мире.

  • 18.

    получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

    Раб с одним талантом: пошелъ и закопалъ его въ землю, и скрылъ серебро господина своего (стих 18). Закопалъ Божий талантъ, богообразную душу свою в землю тела своего; провозгласил, что тело его - земля без души; нет души в человеческом теле. Это первое и самое страшное заблуждение и грех. Все Божие слуга скрывает от себя и от людей вокруг себя, закапывает его в землю, чтобы оно там мертвело, ржавело, пропадало. Он как бы говорит всему Божиему в себе, богобразной душе: не хочу тебя, ты мне не нужна, могу без тебя; ты для меня и не существуешь; тело мое - это все, что мне нужно; тело мое - это мое я, мое вс&суте;; не хочу знать ни о чем Божием, ни о чем богообразном; все свое чувство и сознание об этом я закапываю в землю, в мертвилище, чтобы оно было далеко от меня, чтобы его никогда не видеть, не чувствовать, хочу весь быть без Бога и без чего бы то ни было Божиего; мне ничего Божиего не нужно: вниз его, в могилу его, в землю его, глубоко, глубоко, как можно глубже, совсем глубоко!

    Да, да, да, злой раб скрылъ серебро господина своего (стих 18): т. е. скрывает от себя все Божие; все, что напоминает о Боге, или обнаруживает Бога, или учит о Боге; он это скрывает и от людей вокруг себя, да и их учит этому. Это тип безбожника, а прежде всего: бездушника. Ибо безбожник прежде всего всегда бездушник, а уже затем - безбожник: он отрицает сперва душу, а затем Бога, Творца души. Или, точнее, это одновременный процесс отрицания: душеотрицание и богоотрицание. Тот, кто отрицает душу, одновременно отрицает Бога, ибо только Бог - Творец души.

  • 19.

    По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета

    Долго будет продолжаться история рода человеческого; долго будет род человеческий жить в этом мире, в этой вселенной, на этом имении Божьем, а Бог, Господин вселенной и рода человеческого, не придет, не будет требовать отчета от них. И многие легкомысленные, многие безумные люди будут думать и говорить: вот, нет Бога; ибо если Он был, то Он пришел бы доселе, хотя бы ради зла, опустошающего этот мир и весь род человеческий; и рассчитался бы со всеми. А по премудрому слову Спасителя: По долгомъ времени, приходитъ господинъ рабовъ техъ (т.е. и мира и людей) и требуетъ у нихъ отчета (стих 19). По долгомъ времени, чтобы люди не сказали: мы же не имели времени ни показать свои ценности и свою ревность, ни полностью развернуть свои силы и способности. Люди по силе своей (стих 15) получили имущество от Господина - Бога, и достаточно времени, чтобы использовать это имущество.

  • 20.

    И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них

    Отчет прост, как и задание: слуга, который получил от Бога пять талантов, своим трудом прiобрелъ с их помощью другiе пять; но и это он по своему смирению приписывает благу Божиему, талантам Божиим; господин! пять талантовъ ты далъ мне, вотъ, другiе пять талантовъ я прiобрелъ на нихъ (стих 20). - На нихъ: с помощью Божиего в себе я нашел Божие в мире вокруг себя. Богообразная истина во мне искала богообразную истину в мире вокруг меня, и нашла в изобилии; также и богообразная любовь, и богообразная благость, и богообразная правда, и богообразная милость, и богообразное смирение, как только я посылал их из себя в мир, возвращались ко мне увеличенные, умноженные и обогащенные. Действительно, этот мир - сокровищница «добра» Божия; везде в нем богоустремленная душа находит Бога и то, что божественно. Поистине, этот мир - это поле, засеянное благами Божиими. Весь он - имение Божье. А прежде всего - человек, люди. Светильник человеческой души, зажженный богообразной любовью, и истиной, и правдой, легко находит в людях любовь Божию, истину Божию, правду Божию. Все это Божие: «Твоя от Твоихъ», Тебе приносим… Ничего тут нет моего, твоего, его. Кроме желания и христоустремленной молитвы: да буду я через все это на всю вечность твой, Господи и Спасе мой…

  • 21.

    Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

    Ответ достоин Бога: Хорошо, добрый и верный рабъ! ибо ты понял, что земная жизнь человеческая - это служение Богу и Божиему, богослужение; рабъ верный, ибо ты понял, что жизнь человеческая на земле - один непрерывный подвиг верности Богу через евангельские таинства и святые добродетели. Въ маломъ ты былъ веренъ: в малом земном мире, где малой мерой можно охватить Бога и Божие, и в малой мере жить Богом и Божиим. Надъ многимъ тебя поставлю: за моими земными дарами и талантами стоят бесконечные и безмерные совершенства и Моей Истины, и Моей Правды, и Моей Милости, и Моей Мудрости: все это навсегда будет твоим, и никогда «не отнимется» от тебя (Лк 10:42); это то, что «никогда не престаетъ» (1 Кор 13:8), и в чем человеческое существо остается навсегда, остается живым. Авсе эти совершенства - это радость над радостью, бесконечная, бессмертная радость: войти въ радость господина своего (стих 21). Эта та вечная радость, которую «никто не отниметъ» у последователей Христовых ни этого, ни иного мира (Ин 16:22).

  • 24.

    Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

    Тайна лениваго раба: его презрение Бога, его ненависть к Богу, его отношение к Богу как к несправедливому, неправденому и немилосредному; т.е. он считает Его тираном, скупцом, насильником. От всего Божиего у ленивого раба остался один только страх перед Богом. Да и здесь он не сказал истины, потому что в нем все сместилось, и он не сумел быть откровенным перед Господином. Я зналъ тебя, что ты человекъ жестокiй: т.е. Боже, ты суровый, немилосердный человек, ибо жнешь, где не сеялъ, и собираешь, где не рассыпалъ (стих 24). Другими словами: этот мир и люди в нем не Твои, ты только неправдено используешь человеческий труд; берешь себе то, что принадлежит людям; присваиваешь себе славу Господина и Творца мира, причем милосредного и великодушного, но на деле ты человекъ жестокiй, скупец, который не дает своего и отнимает чужое. Поскольку ты такой, я не хотел использовать твой талант, твое добро; боялся я тебя, отошел далеко от тебя, скрылъ талантъ твой въ земле, - вотъ, тебе твое! (стих 25).

    Смотри, ленивый и лукавый раб не мог уничтожить талант Божий, имущество Божие; он должен был вернуть его Богу: Божие - Богу. - Это тип материалиста, атеиста, позитивиста, одним словом: гуманиста и гоминиста. Все они одного не хотят: не хотят Бога и ничего Божиего, хотят любой ценой оставаться при человеке и человеческом (подобно юродивым девам: (Мф 25:1)): не хочу Бога ни в этом, ни в ином мире, ни в этой, ни в иной жизни. И тогда начинается оцежевание комара и проглатывание верблюда. Такова на деле затея гуманистов всех родов. Затея - бессмысленная, безумная, сумасшедшая. - Да, но только для тех, кто прозрел. А для них? - Это торжество, которому нет равного ни в одном из миров, в котором они пресмыкаются.

  • 25.

    и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

    См. Толкование на (Мф 25:24)

  • 26.

    Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

    Все отношение ленивого раба к Богу и Его таланту происходит от его испорченности и лени: лукавый рабъ и ленивый! Зло и лень - главные причины этого, и главные строители всего его внутреннего мира. Эта причина - и на дне души всех материалистов, атеистов, позитивистов = гуманистов. Оттуда исходит вся их критика Бога, или точнее: клевета на Бога. Извращенное и ложное восприятие Бога всегда исходит в человеке из его добровольного лукавства и лености. Он зол на все Божие добро: лень ему заглянуть в тайны бесчисленных звездных миров, и в свой чудный внутренний мир мыслей и чувств, почему он и приписывает Богу то, что можно приписать только творцу зла и диаволу, или плохому человеку: хищение и грабеж.

  • 27.

    посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью

    Ленивый слуга не смог своей ленью и злом уничтожить серебро своего господина: оно все еще не истрачено и все еще Господне: Мое серебро (стих 27). Назначение Божиего серебра, Божиих даров, чтобы люди жили с их помощью, чтобы приобретали на них, чтобы в земную жизнь вносили как можно больше божественного. Все, что человек имеет Божиего в себе, он должен пустить в оборот, чтобы с его помощью общаться с миром вокруг себя. Так он будет умножать божественное в себе и в мире около себя. Это была бы прибыль не только для них, но и для Самого Бога. А убытком, и потерей, и неудачей этот мир становится для человека, когда он живет в нем своим злом и ленью.

  • 28.

    итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

    Бог ничего Своего не навязывает людям; Он им только предлагает и предоставляет; если они этого не хотят, Он беретъ обратно и дает тем, кто желает всего божественного. А это добрые и верные слуги. Подобное привлекает подобное: божественное - божественное, святое - святое, вечное - вечное. Ничто Божие не пропадает в мире вопреки всему желанию лукавыхъ и ленивыхъ скрыть, уничтожить, унизить, погубить то, что Божие. По самой врожденной своей силе, все божественное тянется к своему Творцу; в нем всегда есть богоустремленные силы, которые его сохраняют от всякой смерти и гибели и возвращают к Творцу.

  • 29.

    ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

    Ибо всякому имеющему дастся и прiумножится (стих 29): а таков каждый человек, который есть добрый и верный рабъ Божий, Божественного. Нет сомнения, таким может стать каждый по собственной доброй воле. Ибо добрый и верный рабъ трудится, обрабатывает Божие в себе и в мире, окружающем его, и поэтому все это умножается в нем и вокруг него. А лукавый и ленивый рабъ не хочет ничего Божиего; не хочет даже и того, что имеет как дар Божий, как талантъ, поэтому и возьмется от него и то, что он имеет, ибо Бог ничего Своего не навязывает никому силой. С чем тогда остается лукавый и ленивый рабъ? С собой самим, с тем только, что относится к человеческому миру, людскому, посюстороннему. Действительно он теряет и основание под собой, остается на «ничем»; ибо когда от человека взимается Божие и то, что от Бога, что тогда остается в нем постоянного и ценного? все только: ничто, ничто, ничто. Действительно, гуманисты основывают свое бытие на небытии, свое все на «ничто». Они живут в кажущихся реальностях, в реальностях, которые себя безумно провозгласили единственными.

  • 30.

    а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит

    Ленивый раб всю жизнь свою выткал на ткацком станке безбожничества, пряжей тьмы по основе мрака. Ибо его упорное скрывание Божиего таланта въ земле, есть закапывание, прятание Божиего света. Местопребывание безбожничества и внебожничества все из мрака и тьмы, и все во тьме. В этом существо его бытия. «Богъ есть светъ», а диавол - тьма. Каждый грех это особая тьма, а все грехи вместе - это вечный мрак, ад, царство царя и творца тьмы. Любым своим без-божным и вне-божным поступком, чувством, мыслью, лукавый и ленивый раб вел себя тьмой во тьму внешнюю : в свое царство, в свою вечность, для которой он готовился всю жизнь. Посылая его во тьму внешнюю, Бог поступил как праведный и милосредый судия, ибо он его послал туда, куда он всем своим существом стремился и спешил. Бог бы бы насильником и тираном, если бы Он его силой ввел и поселил в Своем небесном, Божественном царстве. Но и здесь Он поступает как Бог любви: Он не принуждает свободное творение, человека, силой войти в Его царство. Это было бы и неестественно, и нелогично. Ибо чтобы вечно жить в царстве Божием, надо любить Бога: всем сердцем своим, всей душой своей, всем помышлением своим, всей силой своей и всем существом своим добровольно принадлежать Богу. В чем будет проходить вечная жизнь ленивого и лукавого раба? - в плаче и скрежете зубовъ. Плач? - От обиды на Бога за то, что Он Бог. Скрежет зубов? На все, что относится к Богу принадлежит Ему. Плачъ и скрежетъ зубовъ от немощи и злобы, что он не может причинить Богу вреда, оттеснить Бога, уничтожить Бога. Такой плач и скрежет зубов - удел всех безбожных гуманистов и гоминистов еще в этом мире.

    Итак, Господь исполняет волю ленивого раба. Всю жизнь свою он хотел одного: скрыться от Бога, быть вне Бога. И Господь исполняет его желание: отпускает его от Себя в самую отдаленную тьму, откуда Бога не видно. Единственная дело там - плачъ и скрежетъ зубовъ против Бога. А это и есть то, чего ленивый раб по своей свободной воле и желал, и делал во время своей жизни на земле.