Глава 28

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 18 19 20 21 22 23 24 25 27 28
  • 1.

    По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб

    Воскресение Господа Иисуса Христа и мироносицы

    Две Марии: Богоматерь и Магдалина, как два белых небесных крина в глубочайшей тьме нашего земного мира. Потерянные от скорби, они непрерывно рядом с Божественным страдальцем, и когда Он страдает, и когда Он умирает, и когда Его хоронят (Мф 27:61). Они, ангельские души, наверно думали: нет! невозможно, чтобы все это завершилось гробом и смертью. Разве возможно, что Иисус весь умрет? Разве смерть может быть сильнее Его, Его - воскресителя мертвых, исцелителя всех больных? Они слишком чувствовали бессмертность и всемогущество Его Личности, чтобы не ожидать какого-нибудь исключительного чуда и переживания. Нет сна ни очам их, ни душам их, пока тело Иисуса в гробу. Они прежде всех, они одни приходят на гроб на разсвете: посмотреть гробъ (стих 1).

  • 2.

    Ст. 2-7 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам

    И их святая любовь, и их святая ревность награждены тем, чем никто из человеческих существ не награжден. Вот чем: И вотъ, сделалось великое землетрясенiе; ибо Ангелъ Господень, сошедшiй съ небесъ, приступивъ, отвалилъ камень отъ двери гроба, и сиделъ на немъ,. Видъ его былъ какъ молнiя, и одежда его бела, какъ снегъ. Устрашившись его, стрегущiе пришли въ трепетъ, и стали какъ мертвые. Ангелъ же, обративъ речь къ женщинамъ, сказалъ: не бойтесь вы; ибо знаю, что вы ищете Iисуса распятаго. Его нетъ здесь: Онъ воскресъ, какъ сказалъ. Пойдите, посмотрите место, где лежалъ Господь. И пойдите скорее, скажите ученикамъ Его, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ, и предваряетъ васъ въ Галилее; тамъ Его увидите. Вотъ, я сказалъ вамъ (стих 2-7).

    Сколько в этом радости, сколько благовестия! Как будто все евангелия Божии сошли с неба на землю, и даются людям через Марий. Этих первых апостолов Христовых. Да, первых. Ибо в воскресении Христовом - все евангелия Божии. А никто не был таким очевидным свидетелем воскресения Христова, как две святые Марии. Господь воскресает - это смерть испускает дух и делается великое землетрясенiе от возбуждения, от радости земли. Земля - живой гимн и роскошный гимн воскресшему Богочеловеку. А Ангелъ Господень? Он весь наш от радости и благовестия: нет больше смерти! - он говорит это, а лицо его горит как молния. Теперь люди уравнены с ангелами по бессмертности, по жизни, по Евангелию, по Истине, по Любви, по Правде. Отныне, ангелы наша братия, наши человеческие братья, а мы, люди? «Мы таинственным образом представляем херувимов». Христос воскрес, чтобы люди стали земными ангелами, и чувствовали себя сильнее смерти, как небесные ангелы.

  • 3.

    вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег

    См. Толкование на (Мф 28:2)

  • 4.

    устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые

    Грехом и смертью отринутые от Бога и от ангелов, люди отвыкли от Бога и от ангелов. Перестали общаться с ними, дружить с ними. Поэтому грешники боятся их, а праведники лишь удивляются им. Ангел воскресения вызывает у стражей страх, от которого они стали какъ мертвые (стих 4). Как будто все их грехи и все их пороки закричали: умрите, вот ваши смерти, вот ваши убийцы!

    См. также Толкование на (Мф 28:2)

  • 5.

    Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого

    А двум святым Мариям ангел говорит: не бойтесь вы (стих 5), вы - это ваше Евангелие, ваша жизнь, ваша радость, ваше бессмертное благовестие. Вы были с Богом моим и вашим; я только слуга Его, слуга Его Благовестия, как и вы. То, что уравнивает нас, ангелов, с вами, людьми, это богослужение: мы служим Богу живому и истинному тем же Евангелием, той же Истиной, той же Любовью, той же Правдой, тем же смирением и послушанием. Не бойтесь вы (стих 5): ибо смерти нет больше; а это значит: нет страха больше для людей на земле. Ибо смерть и есть то в человеческом мире, что действительно страшно, единственно страшно. И любой другой страх - это только далекий, искалеченный потомок смерти.

    См. также Толкование на (Мф 28:2)

  • 6.

    Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь

    Вот доказательство того, что это так: знаю, что вы ищете Iисуса распятаго. Его нетъ здесь: Онъ воскресъ, какъ сказалъ. Пойдите, посмотрите место, где лежалъ Господь (стих 5-6), - Господь с мертвым телом Своим, а не только тело Его без Него, без Божественной Ипостаси Его. Его нетъ здесь: нет в гробу, нет в смерти Его - Победителя смерти. Сбылось какъ сказалъ Он (стих 6): убьют Меня, в третий день возстану. И действительно возсталъ из гроба как из постели, проснулся от смерти, как от сна. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Какъ сказалъ Господь через все свое Евангелие, ибо вся жизнь Его, все учение Его, все дела Его только к этому вели: к победе над смертью, грехом и диаволом. И это через воскресение из мертвых как венец всего домостроительства спасения и обожения. Вы две, вы - первые свидетели этого, ибо первые очевидцы этого: пойдите скорее, скажите ученикамъ Его, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ (стих 7).

    См. также Толкование на (Мф 28:2)

  • 7.

    и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам

    Ваша храбрая вера, ваша неустрашимая и неизменная любовь первые награждены самим большим благовестием в горьком человеческом мире страха и смерти. Отселе Иисус будет с вами как и доселе. Нет больше преграды между Богом и людьми, ибо упразднена главная преграда: смерть; и с ней и за ней - грех и смерть. Вот, Он предваряетъ васъ въ Галилее; тамъ Его увидите. Вотъ, я сказалъ вамъ (стих 7); сказал всю тайну Евангелия Божиего, всю радость, все благовестие человеческого спасения и обожения.

    См. также Толкование на (Мф 28:2)

  • 8.

    И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его

    Никогда в гробу не сбылось более драматического и возвышенного благовестия и радости, чем в гробу Христовом. Гроб - символ и место величайшего страха и ужаса, ибо там царство смерти. Но в гробу Христовом все меняется: ад становится раем, страх превращается в радость, ужас в восхищение, смерть уходит в небытие, и ее место занимает бессмертие. Все эти благовестия, и бесчисленные другие, вознесли и окрылили души двух святых Марий, и они, вышедши поспешно изъ гроба, с чем? со страхомъ и радостью побежали возвестить ученикамъ Его (стих 8).- Кто может теперь быть спутником их святых душ, которые от восхищения и радости проходят - кто ведает сколько миров и какие миры?

  • 9.

    Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему

    Две святые Марии удостоились чести и радости, удостоились самого великого благовестия, первыми видеть то, чего никто из людей не видел еще: воскресшего Богочеловека, Господа Христа. Это должна была быть невиданная радость, и страх от радости, ибо они видят то «чего око человеческое не видело», и слышат то, чего «ухо человеческое не слышало», и чувствуют то, <чего сердце человеческое не чувствовало> (ср. (1 Кор 2:9)). Вот они первыми видят воскресшего Господа, первыми слышат Божественные слова из уст воскресшего тела Его. Евангелист благовествует: Когда же шли оне возвестить ученикамъ Его, и се, Iисусъ встретилъ ихъ, и сказалъ: радуйтесь. И оне, приступивъ, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему (стих 9). И снова - исключительная радость, и снова - исключительное благовестие: они первые удостаиваются обнять ноги воскресшего Господа и поклониться Ему как истинному Богу и Господу.

  • 10.

    Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня

    Все при этой встрече было свято: и радость, и восхищение, и страх, и поклонение. Ибо присутствовало нечто воистину новое, воистину небывалое. Через все эти чувства трепетало какое-то святое возбуждение и веял какой-то священный трепет и страх. Поэтому Господь их подбадривает, чтобы они без боязни привыкли ко всем этим новым явлениям и удивлениям, к этой новой жизни в обществе существа Божественного и человеческого, Богочеловеческого. Евангелист благовествует: Тогда говоритъ имъ Iисусъ: не бойтесь; пойдите, возвестите братiямъ Моимъ, чтобы они шли въ Галiлею; и тамъ они увидятъ Меня (стих 10). - Сколько Божественного человеколюбия! Воскресший Господь называет братiями Своими беглецов и трусов, которые разбежались, как только Он был схвачен. Тамъ они увидятъ Меня; пусть имеют время, чтобы успокоиться, чтобы обо всем поразмыслить, чтобы почувствовать, что Мое воскресение - это что-то совершенно естественное, и логичное, и естественное в Богочеловеческом домостроительстве спасения мира от смерти и диавола.

  • 11.

    Ст. 11-15 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня

    Подкуп стражей

    Насколько могут люди быть скверными до конца, настолько скверными, что они, пожалуй, даже хуже диавола, тому пример - первосвященники и старейшины еврейские. Весть о воскресении Христовом, которую им принесли их стражи, они сознательно и намеренно извратили в кражу мертвого тела Иисуса Христа Его учениками. Так бывает: если люди становятся на скользкую скалу христоборческого грехолюбия, они не могут остановиться в соврешении грехов, но сознательно и упрямо низвергаются из греха в грех до самого дна всех грехов: до ада. Но все же христоборчество всегда близоруко или слепо. Ученые первосвященники еврейские и книжники хотят подкупомъ стражей затушевать и скрыть Христово воскресение. Хорошо, но что же вы сделаете с самим воскресшим Христом? Он много раз является после Своего воскресения, ест и пьет с учениками Своими, учит их новой жизни, сорок дней говорит о царстве Божием, возносится на небо, посылает Духа Своего святым ученикам Своим, оставляет Себя всего Богочеловеческому телу Своему - Церкви; - что сделаете с Ним? как хотите Его устранить, спрятать, скрыть, как хотите Его подкупить? Да не только Его, но: как заставите молчать Его учеников, свидетелей воскресения Его? Хотите их подкупить? Да они на ваше золото смотрят как на грязь! Слышите ли, что апостол Петр заявляет хромому от рождения: «Серебра и золота нетъ у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Iисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян 3:6). - Вот, воскресший Христос в нем и около него. Заставите их замолчать угрозами, темницами, мучениями? Смотри, все это воскресший Христос Своей Божественной силой превращает у самую приятную радость их. Убьете их? - Так для них нет ни смерти, ни страха смерти; - все это уничтожено воскресением Богочеловека Христа. Что остается вам? - Ложь, и чтобы ложью склонить легкомысленных людей к своей глупой выдумке: что Христос не воскрес, но ученики украли Его тело, а народу объявили, будто бы Он воскрес.- Евангелист говорит: и пронеслось слово сiе между iудеями до сего дня (28, 15), а через них перейдет и на многих христоборческих не-иудеев евпропейских.

  • 12.

    И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам

    См. Толкование на (Мф 28:11)

  • 13.

    и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали

    См. Толкование на (Мф 28:11)

  • 14.

    и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим

    См. Толкование на (Мф 28:11)

  • 15.

    Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня

    См. Толкование на (Мф 28:11)

  • 16.

    Ст. 16-20 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

    Воскресший Господь с учениками в Галилее

    Одиннадцать? Как безмерно они сомневались в воскресшем Христе! Сомневались всеми сомнениями всех веков. Такова человеческая природа, особенно такая, которая веками и веками дружила и приятельствовала с богоборческими расположениями. Они ее и отучили от бессмертия, а этим же и от воскресения. И бессмертие, и воскресение стали для нее чем-то «неестественным» и «противоестественным». Хотя на деле истина на противоположной стороне: грех и смерть, и рабствование греху и смерти - это неестественно и противоестественно в человеческом мире. По этому всеобщему человеческому грехоцентричному и смертоцентричному атавизму и сами апостолы едва поверили в воскресение Христово. А когда они уверовали, тогда они все до единого радостно пожертвовали и жизнями своими, и смертными телами своими, проповедуя воскресшего Господа Христа и Его Божественное Евангелие. Ибо их Он, Богочеловек, вечно живой, водил и переводил через все страдания и мучения за Него, разливая по их душам радость, какой не знает мир: радость, что смерть побеждена и бессмертие навсегда обеспечено Христовым последователям.

  • 17.

    и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились

    См. Толкование на (Мф 28:16)

  • 18.

    Ст. 18-20 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

    Завещание воскресшего Господа Христа: нет сомнения, Богочеловек существом Своим соединил Бога и человека, небо и землю, уравнял их Своей Истиной, Своей Жизнью, Своей Любовью, Своим Воскресением, и Своим Вечным Евангелием. Поэтому всякая власть на небе и на земле принадлежит Ему. Причем: она дана в Нем, через Него и ради Него самому человеческому естеству, которое эту власть утратило, подчинившись добровольно власти греха, смерти и диавола. В воскресшем Богочеловеке человеческое естество освобождено от греха, смерти и диавола, и тем самым ему возвращена и дана Божественная власть, которую имело оно на земле до грехопадения. И еще: много большая власть: ибо ему во Христе Богочеловеке дана всякая власть и на небе. Так в обоих мирах господствует: одно Евангелие, одна власть, одна Истина, одна Жизнь, один Закон, одна Церковь. Эта всевласть, а перед ней - всемогущество по дару воскресшего Богочеловека становится достоянием Церкви и ее представителей: Святых Апостолов и их наследников. Ее сердце: святое таинство крещения. На это Спаситель в Завете Своем сводит все свое Евангелие и все Свое Богочеловеческое домостроительство спасения. В этом святом таинстве - и все остальные таинства; они все из него, как из всетаинства. Из него как из вседобродетели и все святые добродетели: отроичение = вседобродетель. Доказательство? Уча ихъ соблюдать все, что Я повелелъ вамъ (стих 20) ибо это все - свято и есть святая тайна = всетайна; и всесвятая добродетель = вседобродетель. Ничего из того, что относится к Богочеловеку, нельзя исключить или отбросить. В этом и заключается спасение каждого человека отдельно и всех народов совокупно. Вот доказательство, что это так: Сам Господь Христос остается в Своей Церкви со всеми Апостолами и их святыми наследниками во все дни до скончанiя века (стих 20). - На самом деле, это единственное живое завещание, в человеческом мире: Богочловек оставил Себя всего в Церкви Своей = в Теле Своем.

    См. также Толкование на (Мф 28:16)

  • 19.

    Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

    См. Толкование на (Мф 28:18)

  • 20.

    уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

    См. Толкование на (Мф 28:18)