Глава 20

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
  • 2. «Прошедши те места...», в которых прежде основаны были Павлом христианские общины в Македонии – см. (Деян 16:12)(Деян 17:14). «Пришел в Елладу...», т. е. Грецию, которую выше Дееписатель назвал Ахаиею (Деян 19:21). Ахаия – официальное название Греции по римскому разделению провинций, Еллада – древнее народное название Греции.
  • 3. «Пробыл три месяца...» – вероятно, значительную часть этого времени апостол провел в Коринфе, где впервые должен был встретиться с Аполлосом. Не видно, чтобы он заходил и в Афины; тяжелое впечатление от этого города, вероятно, удерживало его от вторичного посещения (Деян 17:16) и д.). «Возмущение иудеев» против апостола было, вероятно, также в Коринфе, откуда апостол и решил отправиться в Сирию, избрав туда путь через Македонию и Малоазийские общины.
  • 4. «Сосипатр Пирров» – сын Пирра, Вериянин, из Верии – первого города, в который апостол должен был прийти по переходе из Ахаии в Македонию, – вероятно, есть упоминаемый Павлом в (Рим 16:21). «Из Фессалоникийцев Apиcτapх и Ceкунд». Аристарх упоминается выше – (Деян 19:29); о Секунде нигде более в Писаниях апостольских не говорится. «Гаий Дервянин» – из Дервии Ликаонской, которого по сему, кажется, надо отличать от Гаия Македонянина, упоминаемого выше – (Деян 19:29). «Тимофей» – см. (Деян 16:1-3). «Асийцы – Тихик и Трофим» – первый упоминается еще (Ефес 6:21); (Кол 4:7); (2-е Тим 4:12); (Тит 3:12); второй – урожденный ефесянин (Деян 21:29) упоминается во (2-е Тим 4:20). Все эти семь спутников – трое урожденные македоняне, остальные малоазийцы – сопровождали Павла до Асии, т. е. проконсульской Азии (ср. к (Деян 16:6) прим.). Этим не исключается, что некоторые из перечисленных спутников сопровождали Павла и далее – до Иерусалима и потом в Pим. Так, Трофима мы видим с Павлом в Иерусалиме (Деян 21:29), Аристарха – на пути в Pим с Павлом (Деян 27:2). В Филиппах Македонских (Деян 16:12) присоединился к спутникам Павла писатель Деяний Лука, остававшийся, вероятно, там (прим. к (Деян 16:40), почему теперь он снова начинает вести речь от лица – «мы» (ср. (Деян 16:10); (Деян 17:1) и д.), а не «они».
  • 5. «Они», т. е. упомянутые семь спутников, «ожидали нас», т. е. Павла и Луку, в Троаде (см. прим. к (Деян 16:8). Почему спутники Павла были отправлены вперед, не указывается; вероятно, для приготовления удобнейшего плавания Павла от Троады далее, из описания чего можно догадываться, что у Павла был нарочито приготовленный для путешествия корабль.
  • 6. «После дней опресночных...», – т. е. после праздника иудейской Пасхи (ср. (Луки 22:1) и паралл.), которую Павел праздновал по–своему, в духе христианской свободы и верований, оставаясь в покое по заповеди (Луки 23:56). «Дней в пять прибыли... в Троаду...» В первый раз – из Троады в Филиппы, вызванный видением, апостол совершил этот переезд еще скорее (ср. (Деян 16:11) и дал.).
  • 7. «В первый день недели», – т. е. первый по субботе – наше воскресенье, в глубокое утро которого воскрес Господь (Матф 28:1) и паралл.). «Когда ученики...», – т. е. троадские христиане, «собрались для преломления хлеба...» Хотя св. Златоуст считает упоминаемое здесь преломление хлеба простой трапезой, однако, другие полагают, что это было Богослужебное собрание, в котором совершалось установленное Господом в Его воспоминание таинство евхаристии, после чего бывали известные вечери любви (см. (Деян 2:42), 46). Что именно в первый день недели (т. е. воскресенье) совершалось это Богослужебное действие в Церкви апостольской (и после), видно отчасти из данного места Деяний, отчасти из послания Павла (1-е Кор 16:2) а главным образом из постоянного предания Церковного (ср. также (Апок 1:10). «Продолжил слово до полуночи...» Причина такой продолжительности собрания указывается в спешности Павла, в намерении отправиться в дальнейший путь на другой же день. Это была беседа любящего и любимого отца и учителя с любящими и любимыми чадами и учениками при расставании навсегда (ср. 25 ст.). Ни учителю, ни ученикам, очевидно, не хотелось прерывать этой беседы, затянувшейся после полуночи до рассвета, после случая с Евтихом и совершения евхаристии (ст. 11).
  • 8. «Было довольно светильников...» – для придания особой торжественности собранию, а не только для простого освещения места собрания.
  • 9. Богослужебное собрание происходило в горнице третьего этажа, "ибо Церкви, замечает Златоуст, еще не было". «Юноша... Евтих... погрузился в глубокий сон...», – как замечает Златоуст, "не по лености, а по естественной необходимости", которую не превозмогло внимание к столь необычно продолжительной беседе. «Поднять мертвым», т. е. осмотр упавшего заставил признать его мертвым.
  • 10. «Пал на него и обнял...» Подобным образом некогда воскрешен был пророком Илиею сын вдовы сарептской (I Цар 17:21) и пророком Елисеем сын суманитянки (II Цар 4:34). «Душа его в нем...» – это выражение означает не то, что душа отрока еще в нем, и что он, следовательно, не умирал, но то, что душа его опять в нем, он опять жив, воскрешенный силою Божиею через апостола, который по смирению своему не выражается так прямо, избегая похвал за совершенное им величайшее чудо (ср. Златоуст).
  • 11. «Взошедши же и преломив хлеб...» Значит, преломление и вкушение хлеба, как Богослужебное действие, еще не было совершено по причине продолжительности беседы, предложенной Павлом, и только теперь, в начале возобновления беседы, прерванной случаем с Евтихом, апостол совершает преломление и вкушение хлеба, который вкушали с ним, конечно, и прочие верующие, хотя упоминается только об одном Павле, потому что речь ведется собственна о нем. «И потом вышел...» – точнее слав. : «и тако изыде...» – "и так", т. е. не дав себе отдыха.
  • 13. «Мы», т. е. спутники Павла, «пошли вперед...» на корабле в Ассу, куда Павел отправился пешком. Хотя историк не объясняет ни цели, ни причины этого намерения Павла, однако можно с вероятностью полагать, что Павел чувствовал потребность уединиться на день–другой, чтобы наедине с Богом подготовить душу свою к ожидавшим его вскоре великим событиям. «Асс» – гавань при Троадском море в 8 милях от Троады, к югу.
  • 14. В Ассе, соединившись со спутниками, все вместе отплыли и прибыли в Митилину (ныне Кастро), главный город на о. Лесбосе, на восточном берегу.
  • 15. «Хиос", "Самос» – острова в виду Малоазийских берегов. «Трогиллия» – прибрежный город к югу от Ефеса. «Милит» – приморский город (ныне Палатия), милях в 9 к югу στ Ефеса.
  • 16. Боязнь замедления в Ефесе была для Павла весьма основательна, так как с этим главным Малоазийским христианским обществом апостол стоял в особо тесных отношениях и здесь же имел много и противников (1-е Кор 16:9), что все неизбежно увлекло бы его на промедление здесь более, чем ему было можно. Посему он минует Ефес вызывая к себе для сведения (в Милит) лишь предстоятелей–пресвитеров ефесских, с которыми и ведет столь трогательную беседу.
  • 17. «Призвал пресвитеров церкви...» – по свидетельству Иринея (против ерес. 111, 14, 2), не только ефесских, но и других соседних церквей, что не невероятно, ввиду того, что апостол в последний уже раз был в этих пределах (25 ст.).
  • 18. Апостол начинает свою речь засвидетельствованием своих апостольских подвигов, бывших его главною и почти единственною заботою, с которою тесно связаны были и все его приключения, лишения, труды и тяготы. Цель такого откровенного заявления не та, чтобы поразить слушателей изображением своего духовного величия, а проповедание Христа и желание вызвать в других ту же ревность и ту же любовь ко Христу и делу Его. «Вы знаете...» – "Достойно удивления, говорит Златоуст, как он (Павел) был поставлен в необходимость сказать о себе что–либо великое, старается сохранить смирение... Так же поступает и Бог: не без причины говорит о Самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет свои благодеяния (Иез 16:6). Смотри, что и здесь делает Павел: во–первых, он ссылается на их свидетельство, дабы ты на подумал, что он хвалит сам себя, называет слушателей свидетелями сказанного в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот истинная добродетель учителя, когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих!"
  • 19. «Со всяким смиренномудрием...» Не просто со смиренномудрием, но со всяким, ибо "есть много видов смиренномудрия: смиренномудрие бывает и в слове, и в деле, в отношении к начальникам и в отношении в подчиненным" (Злат.). «И многими слезами..» (ср. 31 ст.), среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям от Иудеев..." По толкованию Златоуста, "здесь он (Павел), по–видимому, выражает свое сострадание; ибо он страдал за погибающих, за самих виновников (напастей), а о случившемся с ним самим радовался; он был из лика тех, которые радовались, "яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти..." (Деян 5:41)
  • 21. «Покаяние пред Богом и веру в Господа...» – сущность апостольской проповеди в практическом ее приложении (ср. (Деян 2:37-38).
  • 22-25. - Апостол предсказывает ожидающую его участь, "чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу..." (Злат.). «По влечению Духа... не зная, что там случится со мною...» Неведение относится собственно до частностей имеющего приключиться с апостолом; в общем же, по откровению Духа, он знает, что узы и скорби ждут его там, "Я знаю, что меня ждут искушения, но какие – не знаю" (Злат., ср. Феофил.).
  • 23. «Дух Святый по всем городам свидетельствует...» – вероятно, чрез пророков в роде Агава, который в последнем пред Иерусалимом городе Кесарии предрек апостолу узы (Деян 21:10-11).
  • 25. «Я знаю, что уже не увидите лица моего все вы...» – не только здесь присутствующие, но и те, которых вы являетесь представителями. Эта уверенность основывалась на свидетельствах Духа по городам, а может быть, и на собственных внутренних предчувствиях, коими сопровождалось неуборимо увлекавшее его в Иерусалим понуждение Духа.
  • 26. «Чист я от крови всех...» – неповинен ни в чьей погибели (Деян 18:6), так как для предотвращения ее он не упустил ничего из своих обязанностей учителя. "По–видимому, оправдывая себя, он однако же заставляет их остерегаться. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ, потому что я исполнил обязанность учителя" (Феофил., ср. Злат.).
  • 28. «Внимайте себе...» – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу" (Феофил). «Дух Святый поставил вас...» – не человеками поставлены вы, но Духом Святым через избрание и рукоположение (Деян 14:23), и в этом особенное побуждение внимать себе и всему стаду. «Блюстителями...»επισκοπος... – епископами. Речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, и обязанностей существенных, лучше выражаемых словом епископ, нежели пресвитер. Это не значит, чтобы епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанностям и правам в церкви, хотя несомненно, что не различались иногда по названию (ср. Феофил.). Тот же апостол строго различает их, когда присвояет только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (Тит 1:5); (1-е Тим 5:22,19). Под образным выражением «пасти церковь» – стадо Божие (Иоан 10:1) и д.; (Иоан 21:15-17) означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества (1-е Тим 5:17); (1-е Тим 3:2); (Ефес 4:11); (1Петра 5:2), вообще – как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада. «Которую Он приобрел кровию Своею...» Ср. (Ефес 1:14); (Тит 1:14); (1Петра 2:9); (1-е Кор 6:20). "Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братии" (Злат.).
  • 29. «По отшествии моем...» Представляется, что пребывание апостола среди малоазийских христиан было препятствием для волков вторгнуться в стадо, что они не смели напасть на это стадо, когда Павел был тут. Теперь апостол предсказывает "двоякое бедствие: и его не будет, и другие станут нападать..." (Злат.). "Не просто сказал – волки, но прибавил лютые, желая выразить их силу и свирепость, а что всего тяжелее, эти волки, говорит, от вас самих восстанут: это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань..." (Злат.). Под именем лютых волков здесь разумеются лжеучители, лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие, развращая и погубляя не тела, а самые души верующих. Нет сомнения, что Боговдохновенный взор апостола мог проникать в будущее без всяких указаний или признаков его в настоящем. Но, возможно, было и то, что само это настоящее уже носило в себе признаки тревожного будущего, что, может быть, еще укрывалось от других, менее проницательных, но не укрывалось от Павла. Он мог уже в это время примечать те семена, незаметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение важнейшие религиозные и философские системы востока и запада. Появления лжеучителей посему здесь естественнее всего было ожидать, особенно имея в виду то, что апостолу всего через каких–нибудь три года после сего уже пришлось писать против появившихся волков в Колоссах, а затем и в Ефесе (посл. к Тимофею). Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее к данному время подтверждаются также апокалипсическими письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и первым посланием Иоанна Богослова. Очевидно, предречение Ап. Павла исполнилось в точности.
  • 31. «Бодрствуйте...», – то же, что внимайте (28 ст.). Как лучшее воодушевление к этому, апостол снова указывает на свои непрестанные усиленные труды и тяготы в устроении христианских обществ. «Три года» – круглое общее число вместо определенного: собственно три месяца в синагоге (Деян 19:8) да два года в училище Тиранна (Деян 19:10). «Со слезами...» (ст. 19). "Довольно сделано с моей стороны: я три года оставался здесь; довольно они наставлены, довольно утверждены" (Злат.).
  • 32. «Предаю вас Бог» (Деян 14:23) и слову благодати Его", (ст. 24 – заключенному во Св. Евангелии), которые, хотя имеют самодовлеющую силу спасти вас, но не без вашего бодрствования и труда. «Со всеми освященными...» – т. е. благодатью Господнею и предназначенными к вечной славе в Царствии небесном (Матф 13:43).
  • 33-35. - В заключение своей сердечной речи апостол, опять призывая во свидетели присутствующих, указывает на свое полное бескорыстие, способствовавшее ему в успехах проповеди, и других увещевает к тому же. Полнота бескорыстия апостола простиралась до того, что он не только не брал ничего самого необходимого от других, но и не желал брать, и не только сам себя, но и спутников своих пропитывал трудами рук своих (Деян 18:3), чтобы ничем не быть в тягость обществу и не подать повода к нареканию в своекорыстии (1-е Кор 9:4) и д.,; (2-е Кор 11:7) и д.; (2-е Кор 12:14) и д.,; (2Сол 3:8) и д.). «Поддерживать слабых...» – собственно немощных – ασθενουντων, под коими в данном случае разумеются немощные духовно, которые могли бы соблазняться, если бы видали апостола, живущего на счет поучаемых, и заподозревать не только искренность учителя, но и достоинство его учения. Павел в этом показал высокий пример, хотя Господь и сам апостол не считали делом несправедливости, чтобы трудящийся получал мзду и пропитание (Матф 10:10) и парал.) от трудов своих, и проповедник Евангелия жил от благовествования (1-е Кор 9:7-11,13-14) и парал.). «Блаженнее давать, нежели принимать...» Этих слов, усвояемых Господу, нет в Евангелиях. Они заимствованы, вероятно, из устного предания и выражают ту мысль, что христианская благотворительность, делая человека лучшим в нравственном отношении и поставляя его в лучшие, определенные законом Божиим отношения к ближним и к Богу, служит наиболее надежным средством к привлечению благоволения Божия и к достижению земного счастья и небесного блаженства. "Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит сие блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести, в исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагого Бога, по Которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное" (Филарет, Митр. Моск.). "Одна степень блаженства – отказаться от всего, другая – доставлять себе необходимое, третья – доставлять не только себе, но и другим, четвертая – не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано, однако же, что брать – худое дело, но что лучше не брать". (Феофил., ср. Злат.). В применении к данному случаю – проповеди апостольской – разбираемое общее изречение Господа имеет следующий частный смысл: блаженнее давать духовные блага, чем принимать воздаяние за них временными благами; блаженнее – полное бескорыстие в деле проповеди, нежели – хотя и не несправедливое пользование воздаяниями поучаемых.
  • 36-38. - Трогательное описание прощания возлюбленного учителя с учениками.