Глава 22

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
  • 1. «Мужи, братья и отцы!.. » Почтительное обращение ко всем присутствующим (ср. (Деян 7:2). «Мое оправдание...» – против обвинений, взведенных малоазийскими иудеями (Деян 20:27-28).
  • 2. См. (Деян 21:40), прим.
  • 3. Довольно подробное изображение Павлом своего происхождения, воспитания и первоначального направления имеет целью показать, что, вопреки взведенным обвинениям, он по самому рождению принадлежит к народу иудейскому, по воспитанию своему связан тесными духовными узами с Иерусалимом и отличался направлением самым строгим, фарисейским, преданным закону и враждебным христианству. «Иудеянин, родившийся в Тарсе...» (ср. (Деян 9:11) и паралл.), – хотя и родился не в Иерусалиме и не в Палестине, а в городе языческом, однако же – от иудеев: этим опровергается обвинение, что он учил всюду против народа сего (Деян 21:28). «Воспитанный в сем городе...» – т. е. Иерусалиме, центре иудейской народности; этим подчеркивается, что если бы даже по своему рождению вдали от Иерусалима Павел мог быть недостаточно привязан к родному народу, то воспитание в Иерусалиме с детства (ανατεθραμμενος) во всяком случае должно было завязать в нем узы неразрушимой связи с общеиудейской столицей и родным народом. «При ногах Гамалиила» – этого знаменитейшего фарисейского учителя (Деян 5:34) и дал.) Это еще более сильное ручательство за иудейство Павла – не только по происхождению, но и по настроению. Выражение означает также почтительное отношение ученика к уважаемому учителю, "постоянство, рачение, усердие к слушанию и великое уважение к этому мужу" со стороны Павла (Злат. ср. Феофил.). «Тщательно наставленный в отеческом законе...», за что ручается самое имя Гамалиила. Тщательность здесь разумеется и в смысле усердия изучения закона, и в смысле строго иудейского его изучения и понимания. «Ревнитель по Богу, как и все вы ныне...» Это, конечно, принято ими за похвалу, хотя в этой похвале скрыто достаточно горечи. Но прежде всего слова эти имеют целью показать, что Павел не мог быть таковым, каковым выставляют его обвинители.
  • 4. «Гнал последователей сего учения...», – точнее: гнал сей путь (ср. (Деян 9:2); (Деян 18:25); (Деян 19:9,23). «Даже до смерти» – выражение для обозначения особенной страстности чувства или действия, в данном случае – гонения. «Связывая и предавая...» – ср. (Деян 8:3).
  • 5. Очевидно, лица, на которых ссылается апостол, были еще живы, хотя первосвященник был уже смещен с должности (см. к (Деян 9:2).
  • 6-16. - Рассказ об обращении совершенно сходен с повествованием о сем Дееписателя (Деян 9:3-8) и далее), за исключением лишь очень немногих различий. Так, апостол говорит, что свет осиял его около полудня, что указывает на его особую чрезъестественную силу, затмившую наиболее яркий свет солнца. В ответе Господа к имени Его добавляется «Назорей».
  • 9. «Бывшие со мною свет видели, .. но голоса... не слыхали». В рассказе Дееписателя (Деян 9:7) здесь, по–видимому, разница: «слыша голос, а никого не видя...». Но эта разница не существенная и лишь кажущаяся. Спутники Павла могли действительно слышать какие–то звуки, но не слыхать их смысла, не понимать ничего, что изрекалось только для Павла («мне»), так сказать – слыша, не слышать (ср. (Иоан 12:28-29). Могло быть и то, что они и свет видели, и никого не видали при этом. Все предназначалось и совершалось для Павла, спутники же его видели и слышали, так сказать, только отблеск и отголосок этого откровения, быть может, постольку, поскольку это могло послужить большим уверением в действительности события, а не его обманчивости, мечтательности, в случае, если бы кто стал толковать это событие, как субъективную галлюцинацию Павла. Святый Златоуст (ср. Феофил.) находит и другое примирение этих кажущихся разногласий Дееписателя и Апостола Павла. Он полагает, что выражение Дееписателя – "слыша голос" – относится к голосу самого Павла, отвечавшего Тому, Кого они не видели. Выражение же самого апостола – "голоса, говорившего мне, не слыхали" – относится к голосу Самого Господа. Дальнейший рассказ Апостола о встрече с Ананиею, в общем совершенно согласный с рассказом Дееписателя (Деян 9:10-18), отличается от него, между прочим, тем, что более подробно приводит слова Анании, известное и уважаемое имя которого в глазах народа придавало этим словам особую важность и значение. Вообще, в обоих рассказах различие имеет характер не разногласия и противоречия, а лишь взаимного восполнения и уяснения, и достаточно оправдывается особыми обстоятельствами, применительно к коим апостол хотел сделать более убедительною свою речь.
  • 12. Характеризуя Ананию, апостол выражается сильнее, чем Дееписатель: «муж, благочестивый по закону», который, следовательно, не мог научить Павла быть врагом закона. «Одобряемый всеми иудеями» дамасскими, следовательно – признанный в своем благочестии всеми, не только христианами, но именно иудеями самими.
  • 13. «Прозри...» – краткое выражение самой сущности сказанного Павлу Ананиею при прозрении (ср. (Деян 9:17). Зато далее подробно передаются слова Анании, сказанные после прозрения, опущенные Дееписателем.
  • 14. «Бог Отцев наших...» – см. (Деян 3:13) и паралл. «предъизбрал тебя...» – ср. (Рим 8:29) и д.; (Иер 1:5). «Увидел Праведника...» – ср. (Деян 3:14); (Деян 7:52).
  • 15. «Свидетелем пред всеми людьми...», – то же, что – «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян 9:15), т.е. не пред иудеями только, но и язычниками. «О том, что ты видел и слышал...», – т.е. обо всем содержании Евангелия, в истине которого Господь убеждает Савла посредством того и другого чувства, т.е. посредством зрения и слуха" (Феофил., ср. Злат.).
  • 16. «Крестись и омой...» – см. к (Деян 2:38,41); (Деян 4:12).
  • 17-21. - К рассказу о своем обращении апостол присоединяет и рассказ о бывшем ему видении в храме, после тот как он, уже обращенный, возвратился в Иерусалим из Аравии (см. к (Деян 9:26). Об этом явлении Господа не упоминает ни Дееписатель, ни сам Павел в других своих речах и посланиях. Но в данном месте этот рассказ как нельзя лучше был уместен и шел прямо к цели. Он хотел им показать, что и по обращении в христианство он не разрывал связи ни с Иерусалимом, ни с храмом и его законным Богослужением, уважение к которым могло лишь еще более санкционироваться этим явлением ему Господа именно в храме и во время молитвы здесь. Что он, далее, не враг народа, достаточно доказывается трогательною подробностью беседы его с Господом, повелению Которого – уйти из Иерусалима – он пытался противопоставить ревностное желание проповедать Его Имя именно в Иерусалиме (19–20 ст.). Так достаточно ясно и убедительно опровергнута клевета, будто он враг закона, народа и храма. И в то же время так ясно и убедительно указывался и всем другим тот путь, которым надо было идти. До сего времени Павла не прерывали, хотя в толпе, вероятно, росло возбуждение уже от самого бессилия опровергнуть столь резкую убедительность его слов. Возбуждение прорвалось со всею злобою, когда Павел закончил повелением ему Господа – идти из Иерусалима и, по причине ожесточения иудеев, проповедовать язычникам. Эта мысль, означавшая, что Бог оставляет иудеев, представляется величайшим преступлением в их глазах, и толпа снова приходит в неистовство, требуя смерти Павла.
  • 23. «Метали одежды и бросали пыль на воздух...» – усиленное выражение дикой ненависти к человеку, находившемуся вне их власти.
  • 24. По–видимому, тысяченачальник не понимал еврейской речи Павла и, не поняв причины нового столь неистового возбуждения против него, хотел бичеванием выведать суть этого загадочного для него дела.
  • 25-26. - Апостол указывает двоякое нарушение закона: 1) бичевание римского гражданина (см. прим. к (Деян 16:37-39) и 2) бичевание без всякого суда и доказанного проступка. Первое, кажется, более возымело свое действие (слова сотника, 26 ст.).
  • 29. Тысяченачальник испугался не только того, что хотел пытать Павла, но и того, что связал его (прим. к (Деян 16:38), что также не позволялось производить над римскими гражданами без предварительного дознания вины. Если после Павел был заключен в узы (Деян 23:18); (Деян 26:29), то уже после дознания вины его пред Синедрионом (Деян 23:1) и д.). Правда, здесь вина его осталась невыясненной, но она все же подозревалась более основательно, – и это придавало некоторую законность содержанию его в узах, несмотря на римское гражданство.
  • 30. «На другой день... освободил его от оков...» Заявление Павла о своем римском гражданстве освободило его от бичевания, но от оков он освобождается лишь на другой день. В этом сказалось капризное упорство тысяченачальника, который, хотя и испугался, но не хотел выказать свою слабую сторону немедленным освобождением пленника. «Повелел собраться... синедриону...» – Так принижена была власть этого высшего иудейского судилища, что не только прокуратор–правитель области, но даже и простой полковой начальник повелевает ему собраться.