• 1-6. - Ап. Павел здесь продолжает доказывать величие христианства. Он сам лично глубоко убежден в этом, потому что ему открыта великая тайна Христова – тайна, состоящая в том, что в христианстве найдут себе спасение все язычники, что и язычники призваны к наследованию божественных обетований.
  • 1. Для сего–то – т.е. для того, чтобы пособить язычникам получить те блага, о каких Ап. сказал в 1–й гл. и в последних стихах (19–22) второй главы. – Сделался узником Иисуса Христа, т.е. служу Христу за вас или на вашу пользу как раб, носящий на себе узы или оковы (это уже самое тяжкое положение, в таком только мог очутиться раб).
  • 2. Ап. припоминает читателям, что они уже слышали о том, что в целях домостроительства нашего спасения Бог дал Апостолу Павлу. Ап. здесь очевидно намекает на свое чудесное обращение ко Христу, когда ему было повелено идти проповедывать Евангелие Христово язычникам (Деян. 9:15, 16) [Некоторые толкователи в этом выражении "услышав о вере вашей" видят доказательство того, что послание написано не к Ефесской церкви, так как–де Ап. сам основавший Ефесскую церковь, не мог говорить о ней как о лично ему неизвестной. Но здесь под верою нет никакого основании понимать уверование читателей в Евангелие или первоначальное принятие ими христианской веры. Во–первых, против такого предположения говорит соединение понятий "вера" и "любовь": отсюда необходимо заключить, что Ап. имеет здесь в виду веру как такую же постоянную добродетель, как и любовь, а не как отдельный момент в жизни человека. Затем из самого послания видно, что Ап. пишет к таким христианам, которые уже довольно зрелы в отношении к христианскому развитию].
  • 3-4. - Потому что – согласнее с контекстом здесь греч. частицу οτι перевести союзом «что» и поставить весь 3–й стих в зависимость от глагола 2–го стиха «вы слышали». – Тайна. Под тайною Ап., очевидно, разумеет здесь то, что говорит ниже в 6–м стихе, именно откровение о том, что и язычники должны войти в Церковь Христову. Эта тайна действительно, была возвещена Апостолу в особом откровении при самом его призвании (ср. (Деян 22:21); (Деян 26:18); (Гал 1:15,16). – О чем – правильнее: как – (καθως). – Кратко – намек на 11–22 стихи второй главы, где идет речь преимущественно о призвании язычников. – То вы читая... т.е. теперь вы на моем послании, когда оно будет читаться у вас в церкви, сможете проверить, действительно ли я получил от Христа полномочие возвещать Евангелие язычникам или, лучше, вполне сможете узнать, что я понимаю под "тайною Христовой", которой придаю такое большое значение.
  • 5. Чтобы еще более внушить читателям благоговение пред этою тайною Ап. говорит, что она не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, или, точнее: другим (древним) родам или поколениям, сынам человеческим (два дательных падежа, из которых второй составляет приложение или объяснение к первому). Ап. разумеет здесь под сынами человеческими всех, живших до Христа людей, даже и состоявших в общении с Богом Иудеев. Хотя пророки и предсказывали последним о будущем призвании язычников в царство Мессии, но все эти предсказания не были так определенны и ясны, как те откровения об этом деле, каких в Новом Завете удостоились Апостолы и пророки (новозаветные) чрез Духа Божия [Ап. и в других посланиях иногда ставит новозаветных пророков на ряду, с Апостолами. Ср. 1Кор. 12:28"Не смотря на то, что пророки говорили о призвании языков, это еще оставалось тайною. Почему изумились те, которые были с Петром (у Корнилия)? Да и сам Петр чрез откровение от Духа познал тогда, что и язычников принял Бог" (Иоанн Дамаскин).
  • 6. Содержание этой тайны (стих 6–й зависит от глагола 5–го ст. открыта) состоит в том, чтобы язычникам быть сонаследниками, т.е. наследовать обетование о спасении наравне с Иудеями, затем, составляющими одно тело, т.е. принадлежащими опять наравне с Иудеями к составу Церкви, которая есть тело Христово, и сопричастниками обетования Божия. Всего этого язычники достигают чрез Христа, принимая с верою благовествование Его или проповедь о Христе, какую возвещают им Апостолы Христовы.
  • 7. Ап. считает делом особой к нему милости Божией, что ему дано послужить возвещению этой великой тайны.
  • 8-12. - Служение Апостола состоит в возвещении язычникам величайшей тайны Божией об их призвании в Церковь Христову, а целью этого, между прочим, является то, чтобы даже высшие небесные силы постигли великое предопределение Божие о спасении всех людей.
  • 8-9. - Здесь Ап. выясняет, в чем состоит его служение. Он, наименьший из всех святых, т.е. из христиан (ср. (Гал 1:13,14), удостоился благовествовать язычникам богатство Христово, т.е. тайну спасения, которая даже и теперь еще неисследима, т.е. не может быть понята во всем ее величии. Ап. должен всем – не только язычникам, но и Иудеям – открыт или выяснить, как пришло в осуществление домостроительство или намерение Божие спасти людей – не только Иудеев, но и язычников, намерение, существовавшее уже от века, но неизвестное людям. – Создавшем все Иисусом Христом. Этими словами Ап. объясняет, почему все люди должны были найти спасение во Христе. Причина этого в том, что Бог сотворил все, весь мир чрез Христа. Сотворенные, созданные чрез Христа люди чрез Христа же должны быть и воссозданы.
  • 10-12. - Дабы ныне соделалась известною... Это выражение зависит от глагола 9–го стиха: открыть. Целью просветительного служения Апостола является то, чтобы многоразличная, т.е. открывшаяся в различных видах и формах премудрость Божия явилась во всем своем величии для самых высших Ангельских чинов, которые доселе, как и ветхозаветные люди, не знали еще, что и язычники будут призваны в общение с Богом (ср. (1Петра 1:12). Премудрость Божия раскрывается Ангелам самым существованием Церкви Христовой (чрез Церковь), составившейся из Иудеев и язычников. Совершается это раскрытие для Ангелов тайны Божией по Божию предвечному определению, которое Бог привел в осуществление чрез Иисуса Христа. Ап. прибавляет, что вследствие великих заслуг Христовых и мы все имеем теперь доступ к Богу, приступаем к Нему без всякого страха как к своему Отцу. При этом, конечно, необходима вера во Христа.
  • 13. Посему, т.е. в виду всего вышесказанного о величии христианства и в частности о великой тайне призвания язычников. – Прошу не унывать... Не скорбеть должны Ефесяне, слыша о страданиях Ап. Павла в Риме, а гордиться тем, что из–за них Ап. пошел на эти страдания. Последние говорят о том, что Ап. вполне убежден в истине своей проповеди, с какою он обращался к язычникам. Если бы он не имел уверенности в том, что язычники действительно имеют право и возможность войти в царство Христово, то он не стал бы им это возвещать, навлекая этим на себя преследования своих врагов.
  • 14-21. - Здесь содержится молитва Апостола о верующих Ефесянах, в которой Ап. сначала говорит о том, кому он молится (14–15 ст.), потом излагает самое прошение свое об Ефесянах, чтобы они укрепились в вере и усовершились в познании христианском (16–20) и, наконец, воссылает славословие Богу (21).
  • 15. От Которого именуется всякое отечество. . От Бога сотворены все отечества или иначе роды (παριαι) существ как небесных, так и земных. – Именовать – в отношении к Богу иногда означает "творить" (ср. (Псал 146:4); (Исаи 40:26).
  • 16. Крепко – лучше перевести: силою – конечно, Божией, (δυναμει). – Во внутреннем человеке – см. (Рим 7:22). Это тоже что ум, но не только как теоретическая способность, но и как совесть, нравственное чувство человека.
  • 17. Верою вселиться, т.е. чтобы, когда вы внутренне окрепнете, Христос вселился в вас на постоянное пребывание (κατοικησαι). Для этого однако требуется крепкая вера во Христа.
  • 18-19. - В этих двух стихах рисуются результаты «вселения Христа в ваши сердца». Русский перевод при этом берет в этот 18–й стих последние слова стиха 17–го (см. ст. 17–й по греч. и слав. тексту) и делает это совершенно основательно, потому что выражение греческое: εν αγαπη ερριζωμενοι και τεθεμ. совершенно не согласуется с предшествующим: κατοικησαι Ι. Сριστον. В русском переводе, таким образом, дается мысль о том, что пребывание в христианской любви (укоренение – указывает на образ растения, глубоко пускающего свои корни в почву, а утверждение – на образ строения на твердом фундаменте) даст Ефесянам, наравне с другими христианами (святыми), постигнуть во всем его величии и со всех сторон (широта и долгота.... ) главный предмет христианского познания, именно бесконечно возвышенную любовь Христову, по которой Христос отдал Себя в жертву за грехи людей, и вообще сделаться исполненными всеми божественными благодатными дарованиями (полнотою Божиею).
  • 20-21. - Славословие Богу вполне здесь уместно, так как третьею главою Ап. заканчивает догматическую часть своего послания – изображение величия христианства. Бог здесь изображается как такой, Который может дать нам гораздо больше, чем мы просим у Него. – Действующею в нас силою – правильнее: "сообразно или согласно с тем, что сила Его уже делает в нас, христианах". Что сделано этою силою – об этом у Апостола можно читать выше, напр. во II гл. с 1–го по 10–й стих. – В Церкви во Христе Иисусе. Первое выражение обозначает ту среду, в которой должно совершаться прославление Бога, а второе – побуждение к этому прославлению. Таким побуждением является дело нашего спасения, совершенное Христом. – Во все роды – в последующие поколения. – От века и до века – точнее: "века веков или самые отдаленные века, идущие в бесконечность" (проф. Богдашевский). Это – определение к выражению «во все роды».