- 1. А что скажем мы о праотце нашем по плоти, об Аврааме? Чего Он достиг?
- 2. Если праведным был бы признан он за дела свои, мог бы хвалиться, однако же не перед Богом.
- 3. Что Писание говорит? "Поверил Авраам Богу, и было это зачтено ему в праведность".
- 4. Работнику платят по долгу, а не из милости.
- 5. Но когда человек, не ставя себе в заслугу дела свои, доверяется Богу, оправдывающему грешника, вменяется ему в праведность сама вера его.
- 6. Давид говорит то же самое: называет блаженным он того человека, которого Бог признает праведным не по делам его:
- 7. "Блажен, кому прощены его беззакония, чьи покрыты грехи;
- 8. блажен человек, грех которого Господом не зачтется".
- 9. Но это блаженство, оно для обрезанных только или для необрезанных тоже? Мы говорим: "Вера была зачтена Аврааму в праведность".
- 10. Когда же случилось это? После того, как обрезан был Авраам, или еще до того? Не после, а до того, как был он обрезан.
- 11. А обрезание знаком явилось внешним, печатью той праведности, какую имел он уже по вере до обрезания. Стал он отцом всех верующих, которым и без обрезанья вера их может быть Господом в праведность зачтена;
- 12. он отец и обрезанных, но тех лишь, что не только обрезаны были, а и встали на путь той же веры, какая была у отца нашего Авраама еще в необрезании.
- 13. И само обещание Аврааму, что ему и потомкам его будет отдан в наследство весь мир, не с соблюдением Закона было связано, а с праведностью, зависящей от веры.
- 14. А если наследство получат лишь те, кто Закону послушен, тщетна вера тогда, и не стоит ничего обещание:
- 15. ничего, кроме гнева, не сулит Закон;
преступления только там не бывает, где нет закона. - 16. Потому и связано обещание с верой, оно - дар благодати, чтобы оно силу имело для всех потомков Авраама, не только для тех, кто привержен Закону, но и тех, кто следует Авраамовой вере. Ведь он отец всех нас, -
- 17. как о том и написано: "Отцом многих народов Я поставил тебя", - таков он в глазах Бога", Которому он поверил, Бога, возвращающего к жизни мертвых и из небытия вызывающего к бытию то, чего не существует.
- 18. Когда не на что было уже надеяться, Авраам не терял все-таки надежды: он поверил и стал отцом многих народов, как было ему сказано: "Столь многочисленно будет потомство твое".
- 19. Даже мысль, что тело его, по сути, мертво (ему ведь было уже почти сто лет) и что чрево Сарры давно омертвело, не ослабила веру его.
- 20. Не усомнился он, не перестал верить У обещанию Божию, но, черпая силу в вере, вознес Богу хвалу,
- 21. ибо уверен был в том, что Бог в силах исполнить Свое обещание.
- 22. Вот почему вера его "и была зачтена ему в праведность". "Была зачтена" - слова эти не об одном Аврааме написаны,
- 24. но и о нас. Зачтется и нам наша вера в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса <Христа>, Господа нашего,
- 25. Который смерти был предан за наши согрешения и воскрешен к оправданию нашему.
Ничего нет для сопоставления.