- 1. Now Sarai, Abram’s wife, bare him no children: and she had a handmaid, an Egyptian, whose name was Hagar.
- 2. And Sarai said unto Abram, Behold now, Jehovah hath restrained me from bearing; go in, I pray thee, unto my handmaid; it may be that I shall obtain children by her. And Abram hearkened to the voice of Sarai.
- 3. And Sarai, Abram’s wife, took Hagar the Egyptian, her handmaid, after Abram had dwelt ten years in the land of Canaan, and gave her to Abram her husband to be his wife.
- 4. And he went in unto Hagar, and she conceived: and when she saw that she had conceived, her mistress was despised in her eyes.
- 5. And Sarai said unto Abram, My wrong be upon thee: I gave my handmaid into they bosom; and when she saw that she had conceived, I was despised in her eyes: Jehovah judge between me and thee.
- 6. But Abram said unto Sarai, Behold, thy maid is in thy hand; do to her that which is good in thine eyes. And Sarai dealt hardly with her, and she fled from her face.
- 7. And the angel of Jehovah found her by a fountain of water in the wilderness, by the fountain in the way to Shur.
- 8. And he said, Hagar, Sarai’s handmaid, whence camest thou? and whither goest thou? And she said, I am fleeing from the face of my mistress Sarai.
- 9. And the angel of Jehovah said unto her, Return to thy mistress, and submit thyself under her hands.
- 10. And the angel of Jehovah said unto her, I will greatly multiply thy seed, that it shall not be numbered for multitude.
- 11. And the angel of Jehovah said unto her, Behold, thou art with child, and shalt bear a son; and thou shalt call his name Ishmael, because Jehovah hath heard thy affliction.
- 12. And he shall be [as] a wild ass among men; his hand [shall be] against every man, and every man’s hand against him; and he shall dwell over against all his brethren.
- 13. And she called the name of Jehovah that spake unto her, Thou art a God that seeth: for she said, Have I even here looked after him that seeth me?
- 14. Wherefore the well was called Beer-lahai-roi; behold, it is between Kadesh and Bered.
- 15. And Hagar bare Abram a son: and Abram called the name of his son, whom Hagar bare, Ishmael.
- 16. And Abram was fourscore and six years old, when Hagar bare Ishmael to Abram.
1.«Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему…» Необходимое вводное замечание, подготовляющее к последующему повествованию. Прошло уже целых десять лет (3 ст.) с того времени, как Аврам и Сара получили божественное обетование о многочисленном потомстве, а у последней не родилось еще ни одного сына.2.«И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое… войди же к служанке моей…» Смиренно считая себя главной виновницей неисполнения божественного обетования о потомстве и желая оказать Авраму содействие в получении его, Сара великодушно отказывается от своих прав на мужа и добровольно предлагает ему в жены свою собственную служанку Агарь, вывезенную ими еще из Египта, вероятно, в числе прочих даров, которыми снабдили их египтяне (Быт 12:16). Самое имя этой служанки «Агарь» значит бегство и дано ей было или по пророчественному предсказанию, или, вернее, по последующему воспоминанию ее двукратного бегства из дома госпожи своей (Быт 16:6).
«может быть я буду иметь детей от нее…» В еврейском тексте сказано по другому: «чтобы мне создать дом (banch) мой от нее, опереться на нее», «усилиться чрез нее» (Втор 25:9); (Руф 4:16); славянском (с LXX-и): «да чада сотворю от нея».
Через это и сам поступок Сары становится гораздо понятнее: очевидно, она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, т. е. как мужу, так и жене (Быт 30:3).
«Аврам послушался слов Сары…» Хотя в поступке Аврама и было допущено нарушение чистоты брачного союза (Быт 2:22), но извинением для него служило, во-первых, то, что он сделал это не по собственной страсти, а из послушания жене, и во-вторых, то, что при совершении сего поступка преследовал не личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели (Мал 2:15).3.«и дала ее Авраму, мужу своему, в жену…» Название жены приложено здесь к Агари не в собственном и строгом смысле, а в смысле временной наложницы, как она и называется более точно в другом месте (Быт 25:6); но в то же время она была, так сказать, легальной наложницей, взятой с согласия, одобрения и даже по просьбе жены, так что в этом случае она для Аврама была женою второго ранга.
Заносчивость Агари и жалоба на нее Сары.4.«Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою…» На всем древнем Востоке, а у евреев в особенности, многочадие считалось особым признаком божественного благословения и фамильной гордости (Быт 24:60); (Исх 23:26); (Втор 7:14); тогда как бесплодие, наоборот, рассматривалось как несчастье и бесчестье (Быт 30:1,23); (Лк 1:48) и др.). Неудивительно, что молодая служанка Агарь, проникнутая подобными взглядами, могла забыться перед своей обездоленной госпожой.5.«И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен…» «Сара наказана за свое нетерпение; она сама предложила мужу свою служанку, чтобы скорей исполнилось обетование, а теперь чувствует, что в доме восстает новая хозяйка. Но, не рассчитав последствий своего действия, она во всем обвиняет теперь Аврама» (Властов).
«Господь пусть будет судьею между мною и между тобою…» «Слова души огорченной! - говорит Иоанн Златоуст: и если б в праотце не было столько любомудрия и он не имел бы великого уважения к Саре, то вознегодовал бы и оскорбился такими жестокими словами. Но этот, достойный уважения муж все ей простил, зная слабость пола». Впрочем, нетрудно понять и тяжелое душевное состояние Сары, в которой одновременно заговорили и ревность обездоленной супруги, и достоинство оскорбленной госпожи.
Бегство Агари в пустыню и явление ей там Ангела Господня.6.«вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно…» Этими словами Аврам благоразумно укрощает начавшуюся домашнюю ссору между госпожой и служанкой, указывая действительную роль первой и ее законные права в отношении к последней.
«И Сара стала притеснять ее…» Но Сара не нашла в себе достаточного великодушия, а проявила в отношении к Агари некоторую пристрастную суровость. Вот новый пример того, что Писание нисколько не замалчивает и даже не ослабляет и недостатков у праведников.
«и она убежала от нее…» Гордая служанка не захотела переносить такого унижения и предпочла бегство в пустыню «Сур» (7 ст.), лежавшую на пути между Египтом и Ассирией (Быт 25:18); (1Цар 15:7); (1Цар 27:8) в северо-западном углу аравийского полуострова, известную теперь под названием «Джифар». По ней вела дорога из Палестины в страну фараонов, куда естественней всего и было направиться Агари, как в свою родную страну.7.«Ангел Господень…» По вопросу об этом известном деятеле ветхозаветных откровений существует объемистая литература, все произведения которой делятся на две противоположных категории: в одной отстаивается тот взгляд, что «Ангел Господень» или «Ангел Божий» был обычным тварным существом, хотя и высшим в чине Ангелов; в сочинениях другой категории утверждается та истина, что под формой «Ангел Господень» происходили явления самого Бога, именно Логоса или Сына Божия.
Представители первого взгляда (Августин, Ориген, Иероним, Гофман, Баумгартен, Толллюк, Делич, Куртц) утверждаются на следующих основаниях:
- термин «ангел» обычно означает собой класс духовно-тварных существ (Быт 19:1); (Быт 22:12); (Иов 4:18); (Пс 90:11) и др.)
- и Новом Завете αγγελος Κυριου (ангел Господень) (Мф 1:20); (Лк 2:9) постоянно называется тварный ангел;
- филологическое происхождение самого термина «ангел» указывает на его зависимое и подчиненное состояние (2Цар 24:16); (Зах 1:12) и
- наконец, самое откровение Бога под такой человекообразной формой не могло быть понятно тогда, т. е. до пришествия в мир Спасителя.
- «Ангел Господень» ясно отождествляет сам Себя с Богом (10 ст.), говоря от первого лица.
- те, кому Он является, обыкновенно принимают Его за самого Бога (13 ст.; (Быт 18:23-33); (Быт 28:12-22); (Исх 3:6); Суд 6.15,20-23);
- библейские авторы постоянно говорят о Нем, как о Боге, приводя диалоги от первого лица (13 ст.; (Быт 18:1); (Быт 22:16); (Исх 3:2) и др.);
- учение о множественности лиц в Божестве, на которое опирается этот взгляд, находится в согласии и с раннейшими намеками на него (Быт 1:26); (Быт 11:7), и с позднейшими откровениями;
- органическое единство двух заветов требует, чтобы центральным пунктом их было одно и то же Лицо, именно Логос - Сын Божий, а не допускает того, чтобы в Ветхом Завете таким лицом было тварное существо - «Ангел Господень».



