- 1. Go on loving your brothers in the faith.
- 2. Take care to keep open house: because in this way some have had angels as their guests, without being conscious of it.
- 3. Keep in mind those who are in chains, as if you were chained with them, and those who are in trouble, as being yourselves in the body.
- 4. Let married life be honoured among all of you and not made unclean; for men untrue in married life will be judged by God.
- 5. Be free from the love of money and pleased with the things which you have; for he himself has said, I will be with you at all times.
- 6. So that we say with a good heart, The Lord is my helper; I will have no fear: what is man able to do to me?
- 7. Keep in mind those who were over you, and who gave you the word of God; seeing the outcome of their way of life, let your faith be like theirs.
- 8. Jesus Christ is the same yesterday and today and for ever.
- 9. Do not be turned away by different strange teachings, because it is good for your hearts to be made strong by grace, and not by meats, which were of no profit to those who took so much trouble over them.
- 10. We have an altar from which those priests who are servants in the Tent may not take food.
- 11. For the bodies of the beasts whose blood is taken into the holy place by the high priest as an offering for sin are burned outside the circle of the tents.
- 12. For this reason Jesus was put to death outside the walls, so that he might make the people holy by his blood.
- 13. Let us then go out to him outside the circle of the tents, taking his shame on ourselves.
- 14. For here we have no fixed resting-place, but our search is for the one which is to come.
- 15. Let us then make offerings of praise to God at all times through him, that is to say, the fruit of lips giving witness to his name.
- 16. But go on doing good and giving to others, because God is well-pleased with such offerings.
- 17. Give ear to those who are rulers over you, and do as they say: for they keep watch over your souls, ready to give an account of them; let them be able to do this with joy and not with grief, because that would be of no profit to you.
- 18. Make prayers for us, for we are certain that our hearts are free from the sense of sin, desiring the right way of life in all things.
- 19. I make this request more strongly, in the hope of coming back to you more quickly.
- 20. Now may the God of peace, who made that great keeper of his flock, even our Lord Jesus, come back from the dead through the blood of the eternal agreement,
- 21. Make you full of every good work and ready to do all his desires, working in us whatever is pleasing in his eyes through Jesus Christ; and may the glory be given to him for ever and ever. So be it.
- 22. But, brothers, take kindly the words which I have said for your profit; for I have not sent you a long letter.
- 23. Our brother Timothy has been let out of prison; and if he comes here in a short time, he and I will come to you together.
- 24. Give words of love from me to those who are rulers over you, and to all the saints. Those who are in Italy send you their love.
- 25. May grace be with you all.
1.Не сказал: будьте братолюбивы, но: братолюбие да пребывает. Не сказал: будьте страннолюбивы, как будто они не были такими, но: страннолюбия не забывайте. Смотри, как заповедует им хранить то, что уже было у них, и не прибавляет ничего другого (Злат.).2.Далее прибавляет то, что особенно могло ободрить их: ибо через страннолюбие, говорит, некоторые не зная оказали гостеприимство Ангелам. Видишь, какая честь, какая польза! (Злат.). – "Угостили Ангелов, сами не зная того. Зато Авраам и удостоился великой награды, что угостил Ангелов, не зная, что они – Ангелы; а если бы он знал, то это было бы нисколько не удивительно. Некоторые думают, что апостол разумеет здесь и Лота и об нем говорит это" (Злат.).3.Заповедь об узниках и страждущих, очевидно, имеет здесь свою историческую основу в том, что многие из христиан в то время подвергались заключению в темницы и узы, а также всякого рода другим страданиям. При этом дается понять близость той же опасности к каждому, а, значит, и возможность для каждого испытать нужду в той помощи и тех утешениях, к которым призывает апостол. Общий смысл ответа апостола такой: с таким чувством сострадайте братьям–узникам, как если бы вы сами были связаны; помните страдающих, так если бы вы были в их телах и терпели бы то же, что они терпят.4.Наперед сказал: честна женитва во всех и ложе нескверно, а потом прибавил угрозу наказания, показывая, что он справедливо сделал дальнейшую прибавку.5-6.- «Имейте нрав не сребролюбивый...», т е. пусть ум ваш будет свободен, пусть мысли ваши будут выражать любомудрие; а это обнаружится, если мы не станем искать лишнего, если будем довольны только необходимым... Присовокупляет и утешение, чтобы не отчаивались (Злат.), напоминая слова Божии в (Быт 28:15); (ИсНав 1:5) и слова Псалмопевца – (Псал 117:6).7.Какая здесь последовательность мыслей? Весьма хорошая; взирая, говорит, на их жительство, т е. на жизнь, подражайте вере их, потому что вера – от чистой жизни (Злат.). Что значит – взирая? Постоянно обращаясь к тому, рассуждая в самих себе, размышляя, тщательно исследуя и испытывая, как угодно. Хорошо сказал он: на кончину их жизни, т е. жизнь до конца, потому что жизнь их имела добрый конец (Злат.).8.Здесь словом вчера апостол означает все прошедшее время; словом днесь – настоящее; словом во веки – будущее, не имеющее конца. А смысл слов его следующий: вы слышали первосвященника, но первосвященника не временного. Он всегда тот же. Может быть, тогда некоторые говорили, что Распятый не есть ожидаемый Христос, но придет другой; потому и говорит: вчера и днесь, тойже и во веки, выражая, что придет опять пришедший Христос, что Он один и тот же, и прежде был, и есть, и будет во веки (Злат.).9.«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь...» Желает, чтобы они не увлекались не только чуждыми, но и различными учениями; он знал, что от тех и других происходит гибель для увлекающихся (Злат.). – «Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами...» Здесь он намекает на тех, которые, исходя из своих странных учений, наблюдали суеверное различие яств. Для веры все чисто; нужна вера, а не яства (Злат.).10.То, что у нас, говорит, не походит на иудейское, так что даже первосвященнику иудейскому не позволяется участвовать в наших таинствах (Злат.).11-13.- Видишь ясный прообраз? Так, говорит, вне стана... и здесь – вне врат... Потому и мы должны подражать Пострадавшему за нас и быть вне мира, или лучше – вне дел мирских... нося Его поругание, т е. претерпевая то же самое, участвуя в Его страданиях. Как Он, будучи осужден, распят за вратами, так и мы не будем стыдиться удаляться от мира (Злат.).14.Ср. (Евр 12:22); (Филип 3:20).15."О какой жертве он говорит? Он сам объясняет это, когда говорит: плод уст прославляющих имя Его, т е. молитвы, песнопения, благодарение – это плод уст. Те приносили овец и волов, отдавая их священнику; мы же будем приносить не что–либо подобное, а благодарность и подражание Христу во всем, сколько возможно: вот, что должно произрастать из наших уст!"...16."Принесем Ему, говорит, такую жертву, чтобы Он вознес ее к Отцу" (Злат.).17.Безначалие есть зло и причина смятения; но не меньшее зло – и неповинение подчиненных, так как и от него происходит то же самое. Впрочем, повиновение наставникам обязывает на многое и самих наставников. Пусть выслушают, говорит Златоуст, не только подчиненные, но и начальники, что как подчиненные должны быть послушными, так и начальники должны быть бодрствующими и неусыпными. А ты что говоришь? Начальник бодрствует, навлекает опасности на свою голову, подлежит наказаниям за твои грехи, испытывает такой страх из–за тебя, а ты – ленишься, противишься, тщеславишься и не хочешь повиноваться! Потому апостол и присовокупляет: чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно. Видишь, что начальник, если пренебрегают им, не должен мстить, но слезы и воздыхания его служат лучшим мщением? И справедливо... Воздыхание начальника хуже всякого мщения. Когда воздыхающий сам не может ничего сделать, тогда он призывает Владыку; как при учителе и воспитателе, когда дитя не слушается его, призывается другой, более строгий – так точно и здесь (Злат.).18.Видишь, говорит Златоуст, что он оправдывается, как бы обращая речь к таким людям, которые были недовольны им, отворачивались от него, смотрели на него, как отступники, и не хотели даже слышать его имени. От ненавидевших его он требовал того, чего другие могли бы требовать только от любящих, и потому говорит теперь следующее: мы уверены, что имеем добрую совесть. Не выставляй, говорит, против меня обвинений: совесть наша ни в чем не обвиняет нас; мы не сознаем за собою, чтобы мы вредили вам. Во всем желаем вести себя честно... – мы не делали ничего по корыстолюбию, ничего по лицемерию. Вероятно, в этом его обвиняли (Деян 21:21).19.Так, просит, чтобы они молились, свойственно только сильно любящему их. Не просто, говорит, молитесь, но со всем усердием, чтобы мне скорее прибыть к вам. Так, желать прибыть к ним и просить, чтобы они молились за нею, свойственно тому, кто ничего не сознает за собою. Потому, испросив наперед себе от них молитв, он потом и сам просит им у Бога всех благ (Злат.).20.«Бог же мира» – говорит так потому, что между ними были несогласия (Злат.). – «Воздвигший из мертвых Пастыря...» Учение о воскресении Иисуса Христа должно было показать евреям, что христиане веруют не только в пострадавшего Христа, униженного, служащего предметом соблазна (1-е Кор 1:23), но и восставшего из мертвых живым навеки, и потому великого и могущего помогать верующим в Него (Рим 10:9); (Евр 4:14); (Евр 10:21). – «Кровию завета вечного...» – относится как к выяснению величия Пастыря, искупившего овец Своих этою Кровию, так и к усовершенствованию во всяком добром деле и Богоугождении, для чего Кровь Христова дает наиболее могущественные силы и средства.21.«Да усовершит вас...» Апостол свидетельствует об их великих достоинствах, потому что совершается то, что имеет начало и продолжает исполняться (Злат.). – "Смотри, как внушает, что добродетель происходит ни от одного Бога всецело, ни от одних нас; это он объясняет словами: да усовершит вас во всяком добром деле, и последующими, – как бы так говорит: вы имеете добродетель, но нуждаетесь в усовершении ее... Прекрасное сделал он прибавление: творя в вас благоугодное пред Ним. Пред Ним, – говорит – потому что величайшая добродетель – делать благоугодное пред Богом" (Злат.).22.Написав столько, апостол называет это малым, сравнивая с тем, что хотел написать (Ефес 3:3,4).23.Этого достаточно было, чтобы соблюдали кротость, если он сам с учеником готов был придти к ним (Злат.).24.Смотри, какую он оказал им честь, написав послание к ним, а не к этим наставникам (Злат.).25.Когда благодать бывает с нами? Когда мы не оскорбляем этого благодеяний, когда на пренебрегаем этим даром... От нас зависит, чтобы она осталась при нас или удалилась. "Первое, – говорит Златоуст, – бывает тогда, когда мы заботимся о небесном; а последнее – тогда, когда о житейском... Кто несет с собою пламя, тот не боится встречающихся ему, будет ли то зверь, или человек, или множество сетей, пока он окружен пламенем, – все уступает ему, все удаляется от него. Это пламя невыносимо, этот огонь нестерпим и всеистребляющий. Облечем же себя этом огнем и будем воссылать славу Господу нашему Иисусу Христу, с ним же – Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь".



