Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 1-11. Вход Господень в Иерусалим ев. Марк описывает несколько короче, чем ев. Матфей, но сопровождает некоторыми особенными чертами, восполняющими то сказание. Ср. Мф. 21:1-11 и прим. – «Входя в него» (т.е. в селение, которое было прямо перед ними, Вифанию): точное указание места, где ученики должны были найти молодого осла. – «Молодого осла» и пр.: ев. Марк упоминает об одном только молодом осле, не упоминая об ослице, как ев. Матфей, без сомнения потому, что Господь воссел и ехал именно на осле (а ослица шла рядом), и что в этом именно исполнилось пророчество древнего пророка Захарии (ср. Ин. 12:14-15). О значении того, что Господь воссел на молодого осла, при котором была и ослица, см. прим. к Мф. 21:4-5. – «На которого никто из людей не садился», т.е. еще не носившего на себе ярма, не выезженного. При особенно важных случаях употреблялись животные именно еще не испытавшие на себе ярма (Чис. 19:2Втор. 21:31Цар. 6:7); здесь же сверх того эта черта имела особенное значение – символическое (ср. прим. к Мф. 21:4-5). – «Привязанного у ворот на перекрестке»: особенная точность в обозначении места, свидетельствующая о достоверности описываемого события даже до мельчайших подробностей его, несмотря на некоторые по-видимому разности в сказании сравнительно со сказаниями других евангелистов. – «Некоторые из стоявших там»: хозяева осленка и ослицы (Лк. 19:33). – «Благословенно грядущее царство отца нашего Давида»: царство Мессии, соответственно изображениям древних пророков, представлялось под образом восстановленного царства Давидова, как и Давид сам представляется образом Мессии (Иер. 33:15-21Иез. 34:23-25). Народ видел таким образом во входе Иисуса Христа в Иерусалим начало восстановления царства Давидова или наступление царства Мессии; но он не так понимал это царство, как показали последующие события. – «Как время уже было позднее»: вероятно около 6 часов пополудни по нашему, или 12 часов дня по тогдашнему счислению. Около этого часа прекращались религиозные богослужебные обряды при храме, исключая вечерней жертвы, которая возносилась после, и Христос не медлил теперь здесь и поспешил на ночь с своими учениками в Вифанию.
  • 12-26. Описание дальнейших событий – очищения храма, проклятия смоковницы и беседы с учениками по сему случаю – в сущности совершенно сходное со сказаниями ев. Матфея о сих событиях, у ев. Марка отличается от них тем, что здесь поставляются эти события в другом порядке. – Не заключая в себе существенной разности, эти, по-видимому разногласящие сказания евангелистов весьма удобно, как увидим, примиряются между собою. – Ср. Мф. 21:10-22 и прим. – «Еще не время было собирания смокв»: замечание это евангелист делает по-видимому для объяснения того, почему Господь не нашел на смоковнице смокв. Но Господь без сомнения знал, что еще не время было собирания смокв, и в этом случае проклятие смоковницы было бы делом несправедливости. Нет, на смоковнице, хотя было еще и не время собирания плодов, могли быть смоквы ранние, так называемые боккоры, особенно если дерево уже было покрыто листьями, которые на фиговых деревьях появляются обыкновенно позднее плодов, не говоря уже о том, что некоторые из этого рода деревьев держат плоды почти круглый год. – Таким образом замечание евангелиста, что еще не время было собирания смокв, относится не к пояснению того, почему Господь не нашел смокв на дереве, а к пояснению предшествующих своих слов, что Он, увидя смоковницу, покрытую листьями, подошел к ней с тем, что «не найдет ли чего на ней». Смысл такой: хотя еще не время было собирания смокв, т.е. не время зрелости плодов, но Господь, видя, что дерево уже покрыто листьями, мог думать, что на нем уже могут быть плоды, а потому и подошел к нему с тем, не найдет ли на нем плодов. – «Да не вкушает от тебя никто плода во век»: то же, что – да не будет от тебя плода во век (Мф. 21:19), да не родится на тебе плод никогда, да будешь ты бесплодна навсегда. – «И слышали то ученики Его», прибавляет ев. Марк, имея в виду еще после рассказать, что произошло со смоковницею. Евангелист Матфей прямо говорит, что смоковница тотчас засохла, и увидев то, ученики удивились и пр. (Мф. 21:19-20). Ев. Марк, повествуя о сем раздельнее, что ученики уже на другой день заметив, что смоковница высохла, начали говорить об этом с Иисусом Христом (ст. 20 и дал.), о самом времени проклятья смоковницы говорит только, что ученики слышали слова проклятья. – «Войдя в храм, начал выгонять» и пр. По сказанию евв. Матфея и Луки, это очищение храма случилось в самый день входа Господа в Иерусалим, а не на другой день, как по-видимому представляется здесь у ев. Марка, и по всему ходу событий надобно полагать, что евв. Матфей и Лука в этом случае точнее повествуют, чем ев. Марк, что этот последний в распределении сих событий держится не хронологической, как Матфей и Лука, связи, а логической, т.е., сказав о вторичном уже после входа в Иерусалим посещении храма Господом, он упоминает и о том, что здесь же совершено было накануне. Текст этого места Евангелия Маркова посему можно восполнить так: после случая со смоковницей Господь и его Апостолы пришли в Иерусалим, «где накануне или вчера» Иисус, войдя в храм, выгнал и пр. – Такая перестановка событий у евангелистов весьма обыкновенна, так как они, особенно первые три евангелиста, обращали внимание не столько на хронологическую последовательность событий, сколько на сами события, группируя их иногда по своему усмотрению и передавая только смысл событий или учения точно и согласно с другими. Так и здесь. – «Чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь»: т.е. через дворы храма (см. прим. к Мф. 21:12). Вещи ненужные для храмового богослужения не должны иметь и места во храме и дворах его, назначенных для молитвы. А между тем, когда обширный двор язычников сделался местом рынка, купли и продажи, то конечно явились тут и вещи рыночные, и Господь, очищая этот двор от всего неприличного месту молитвы, запрещал носить и вещи неприличные этому назначению дома молитвы. – «Искали как бы погубить Его»: что Иисуса Христа должно погубить, это было решено еще прежде между начальниками народа, фарисеями и книжниками (Ин. 5:16. Ин. 7:32. Ин. 10:31. Ин. 11:45); теперь уже выдумывали они, как привести в исполнение это решение. Обстоятельства, по-видимому, были благоприятны для них: Господь так торжественно был встречен народом в Иерусалиме; народ, и прежде расположенный к Нему, дивился учению Его и, судя по сему, они могли опасаться, что этот народ встанет поголовно за Пророка Галилейского, если бы вожди народные вздумали делать Ему какое-либо насилие. Потому, опасаясь народного волнения из-за Господа, они боялись и самого Господа. Они боялись Его, опасаясь, что по одному Его слову может восстать народ, и не только наделать неприятностей Его недоброжелателям, но и навлечь беду от римлян на всю нацию еврейскую (Ин. 11:49-50); они боялись Его как демагога, как человека, могущего произвести народную революцию, как политического агитатора народного. Они не понимали, что Христос стремится не к тому, что царство Его не от мира сего, что Он должен умереть для спасения этого народа, и не только этого народа, но и всего мира (Ин. 11:51-53). Притом, они кажется не понимали, что клеветы, пущенные ими в народ на Христа, имели на него огромное влияние, что сила их агитации против Христа велика до такой степени, что при новых усилиях с их стороны эта же толпа, недавно кричавшая «осанна», неистово закричит: «смерть Ему, распни Его…» – «Увидели, что смоковница засохла до края» и дал.: Евангелист Марк подробнее и раздельнее повествует о том, что лишь в общих чертах обозначено ев. Матфеем (Мф. 21:20-22), и потому в их сказаниях нельзя видеть разногласия, а только восполнение одного сказания другим. – «Имейте веру Божию»: веру в Бога; ср. Деян. 3:16. Рим. 3:22. Гал. 2:30. Гал 3:22. Еф. 3:18. – Веруйте, что Он силен легко исполнить то, что кажется для вас трудным и неудобоисполнимым, как например иссушение смоковницы по одному слову. «Не усомнится в сердце» и пр.: указание на главное качество действенной веры – отсутствие всякого сомнения в удобоисполнимости того, к чему направлена вера. Сомнение, даже малейшее, свидетельствует о нетвердости веры и отнимает у нее силу и действенность (ср. Иак. 1:6-8). – «Чего ни будете просить в молитве» и пр.: вера проявляется главным образом в молитве к Богу, и просимое главным образом подается по молитве, а поэтому здесь-то именно при молитве и требуется такая непоколебимая вера, чтобы молитва была вполне действенна. – «Прощайте»: необходимое условие, чтобы вера была тверда и молитва действенна – прощение ближнему, если молящийся что имеет против него. Непрощение ближнего есть оскорбление любви Божией (ср. прим. к Мф. 5:23-24 и Мф. 6:14-15), а при сем может не быть ни чистой высокой веры, ни действенной посему молитвы: ибо в сем случае и Отец небесный не прощает молящемуся согрешений его, а это заграждает ток благодати Божией, изливаемой на молящегося.
  • 27-33. Ответ Господа на вопрос первосвященников, книжников и старейшин о том, какою властью Он делает все то, что делает, изложен у ев. Марка, совершенно одинаково с ев. Матфеем, без всякой разницы и без всяких особенностей, какими отличаются иногда его сказания. См. Мф. 21:23-27 и прим.

1.Когда приблизились к Иерусалиму,
к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской,
Иисус посылает двух из учеников Своих

2.и говорит им:
пойдите в селение, которое прямо перед вами;
входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла,
на которого никто из людей не садился;
отвязав его, приведите.

3.И если кто скажет вам: что вы это делаете? —
отвечайте, что он надобен Господу;
и тотчас пошлет его сюда.

4.Они пошли,
и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице,
и отвязали его.

5.И некоторые из стоявших там говорили им:
что делаете? зачем отвязываете осленка?

6.Они отвечали им, как повелел Иисус;
и те отпустили их.

7.И привели осленка к Иисусу,
и возложили на него одежды свои;
Иисус сел на него.

8.Многие же постилали одежды свои по дороге;
а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

9.И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна!
благословен Грядущий во имя Господне!

10.благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!
осанна в вышних!

11.И вошел Иисус в Иерусалим и в храм;
и, осмотрев всё,
как время уже было позднее,
вышел в Вифанию с двенадцатью.

12.На другой день, когда они вышли из Вифании,
Он взалкал;

13.и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями,
пошел, не найдет ли чего на ней;
но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев,
ибо еще не время было собирания смокв.

14.И сказал ей Иисус:
отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!
И слышали то ученики Его.

15.Пришли в Иерусалим.
Иисус, войдя в храм,
начал выгонять продающих и покупающих в храме;
и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16.и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17.И учил их, говоря: не написано ли:
дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?
а вы сделали его вертепом разбойников.

18.Услышали это книжники и первосвященники,
и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его,
потому что весь народ удивлялся учению Его.

19.Когда же стало поздно,
Он вышел вон из города.

20.Поутру, проходя мимо,
увидели, что смоковница засохла до корня.

21.И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри,
смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22.Иисус, отвечая, говорит им:

23.имейте веру Божию,
ибо истинно говорю вам,
если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море,
и не усомнится в сердце своем,
но поверит, что сбудется по словам его, —
будет ему, что ни скажет.

24.Потому говорю вам:
всё, чего ни будете просить в молитве,
верьте, что получите, —
и будет вам.

25.И когда стоите на молитве,
прощайте, если что имеете на кого,
дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

26.Если же не прощаете,
то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

27.Пришли опять в Иерусалим.
И когда Он ходил в храме,
подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины

28.и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь?
и кто Тебе дал власть делать это?

29.Иисус сказал им в ответ:
спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне;
тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30.Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
отвечайте Мне.

31.Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, —
то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32.а сказать: от человеков — боялись народа,
потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33.И сказали в ответ Иисусу: не знаем.
Тогда Иисус сказал им в ответ:
и Я не скажу вам, какою властью это делаю.