Глава 11

  • 1-11. Вход Господень в Иерусалим ев. Марк описывает несколько короче, чем ев. Матфей, но сопровождает некоторыми особенными чертами, восполняющими то сказание. Ср. Мф. 21:1-11 и прим. – «Входя в него» (т.е. в селение, которое было прямо перед ними, Вифанию): точное указание места, где ученики должны были найти молодого осла. – «Молодого осла» и пр.: ев. Марк упоминает об одном только молодом осле, не упоминая об ослице, как ев. Матфей, без сомнения потому, что Господь воссел и ехал именно на осле (а ослица шла рядом), и что в этом именно исполнилось пророчество древнего пророка Захарии (ср. Ин. 12:14-15). О значении того, что Господь воссел на молодого осла, при котором была и ослица, см. прим. к Мф. 21:4-5. – «На которого никто из людей не садился», т.е. еще не носившего на себе ярма, не выезженного. При особенно важных случаях употреблялись животные именно еще не испытавшие на себе ярма (Чис. 19:2Втор. 21:31Цар. 6:7); здесь же сверх того эта черта имела особенное значение – символическое (ср. прим. к Мф. 21:4-5). – «Привязанного у ворот на перекрестке»: особенная точность в обозначении места, свидетельствующая о достоверности описываемого события даже до мельчайших подробностей его, несмотря на некоторые по-видимому разности в сказании сравнительно со сказаниями других евангелистов. – «Некоторые из стоявших там»: хозяева осленка и ослицы (Лк. 19:33). – «Благословенно грядущее царство отца нашего Давида»: царство Мессии, соответственно изображениям древних пророков, представлялось под образом восстановленного царства Давидова, как и Давид сам представляется образом Мессии (Иер. 33:15-21Иез. 34:23-25). Народ видел таким образом во входе Иисуса Христа в Иерусалим начало восстановления царства Давидова или наступление царства Мессии; но он не так понимал это царство, как показали последующие события. – «Как время уже было позднее»: вероятно около 6 часов пополудни по нашему, или 12 часов дня по тогдашнему счислению. Около этого часа прекращались религиозные богослужебные обряды при храме, исключая вечерней жертвы, которая возносилась после, и Христос не медлил теперь здесь и поспешил на ночь с своими учениками в Вифанию.
  • 12-26. Описание дальнейших событий – очищения храма, проклятия смоковницы и беседы с учениками по сему случаю – в сущности совершенно сходное со сказаниями ев. Матфея о сих событиях, у ев. Марка отличается от них тем, что здесь поставляются эти события в другом порядке. – Не заключая в себе существенной разности, эти, по-видимому разногласящие сказания евангелистов весьма удобно, как увидим, примиряются между собою. – Ср. Мф. 21:10-22 и прим. – «Еще не время было собирания смокв»: замечание это евангелист делает по-видимому для объяснения того, почему Господь не нашел на смоковнице смокв. Но Господь без сомнения знал, что еще не время было собирания смокв, и в этом случае проклятие смоковницы было бы делом несправедливости. Нет, на смоковнице, хотя было еще и не время собирания плодов, могли быть смоквы ранние, так называемые боккоры, особенно если дерево уже было покрыто листьями, которые на фиговых деревьях появляются обыкновенно позднее плодов, не говоря уже о том, что некоторые из этого рода деревьев держат плоды почти круглый год. – Таким образом замечание евангелиста, что еще не время было собирания смокв, относится не к пояснению того, почему Господь не нашел смокв на дереве, а к пояснению предшествующих своих слов, что Он, увидя смоковницу, покрытую листьями, подошел к ней с тем, что «не найдет ли чего на ней». Смысл такой: хотя еще не время было собирания смокв, т.е. не время зрелости плодов, но Господь, видя, что дерево уже покрыто листьями, мог думать, что на нем уже могут быть плоды, а потому и подошел к нему с тем, не найдет ли на нем плодов. – «Да не вкушает от тебя никто плода во век»: то же, что – да не будет от тебя плода во век (Мф. 21:19), да не родится на тебе плод никогда, да будешь ты бесплодна навсегда. – «И слышали то ученики Его», прибавляет ев. Марк, имея в виду еще после рассказать, что произошло со смоковницею. Евангелист Матфей прямо говорит, что смоковница тотчас засохла, и увидев то, ученики удивились и пр. (Мф. 21:19-20). Ев. Марк, повествуя о сем раздельнее, что ученики уже на другой день заметив, что смоковница высохла, начали говорить об этом с Иисусом Христом (ст. 20 и дал.), о самом времени проклятья смоковницы говорит только, что ученики слышали слова проклятья. – «Войдя в храм, начал выгонять» и пр. По сказанию евв. Матфея и Луки, это очищение храма случилось в самый день входа Господа в Иерусалим, а не на другой день, как по-видимому представляется здесь у ев. Марка, и по всему ходу событий надобно полагать, что евв. Матфей и Лука в этом случае точнее повествуют, чем ев. Марк, что этот последний в распределении сих событий держится не хронологической, как Матфей и Лука, связи, а логической, т.е., сказав о вторичном уже после входа в Иерусалим посещении храма Господом, он упоминает и о том, что здесь же совершено было накануне. Текст этого места Евангелия Маркова посему можно восполнить так: после случая со смоковницей Господь и его Апостолы пришли в Иерусалим, «где накануне или вчера» Иисус, войдя в храм, выгнал и пр. – Такая перестановка событий у евангелистов весьма обыкновенна, так как они, особенно первые три евангелиста, обращали внимание не столько на хронологическую последовательность событий, сколько на сами события, группируя их иногда по своему усмотрению и передавая только смысл событий или учения точно и согласно с другими. Так и здесь. – «Чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь»: т.е. через дворы храма (см. прим. к Мф. 21:12). Вещи ненужные для храмового богослужения не должны иметь и места во храме и дворах его, назначенных для молитвы. А между тем, когда обширный двор язычников сделался местом рынка, купли и продажи, то конечно явились тут и вещи рыночные, и Господь, очищая этот двор от всего неприличного месту молитвы, запрещал носить и вещи неприличные этому назначению дома молитвы. – «Искали как бы погубить Его»: что Иисуса Христа должно погубить, это было решено еще прежде между начальниками народа, фарисеями и книжниками (Ин. 5:16. Ин. 7:32. Ин. 10:31. Ин. 11:45); теперь уже выдумывали они, как привести в исполнение это решение. Обстоятельства, по-видимому, были благоприятны для них: Господь так торжественно был встречен народом в Иерусалиме; народ, и прежде расположенный к Нему, дивился учению Его и, судя по сему, они могли опасаться, что этот народ встанет поголовно за Пророка Галилейского, если бы вожди народные вздумали делать Ему какое-либо насилие. Потому, опасаясь народного волнения из-за Господа, они боялись и самого Господа. Они боялись Его, опасаясь, что по одному Его слову может восстать народ, и не только наделать неприятностей Его недоброжелателям, но и навлечь беду от римлян на всю нацию еврейскую (Ин. 11:49-50); они боялись Его как демагога, как человека, могущего произвести народную революцию, как политического агитатора народного. Они не понимали, что Христос стремится не к тому, что царство Его не от мира сего, что Он должен умереть для спасения этого народа, и не только этого народа, но и всего мира (Ин. 11:51-53). Притом, они кажется не понимали, что клеветы, пущенные ими в народ на Христа, имели на него огромное влияние, что сила их агитации против Христа велика до такой степени, что при новых усилиях с их стороны эта же толпа, недавно кричавшая «осанна», неистово закричит: «смерть Ему, распни Его…» – «Увидели, что смоковница засохла до края» и дал.: Евангелист Марк подробнее и раздельнее повествует о том, что лишь в общих чертах обозначено ев. Матфеем (Мф. 21:20-22), и потому в их сказаниях нельзя видеть разногласия, а только восполнение одного сказания другим. – «Имейте веру Божию»: веру в Бога; ср. Деян. 3:16. Рим. 3:22. Гал. 2:30. Гал 3:22. Еф. 3:18. – Веруйте, что Он силен легко исполнить то, что кажется для вас трудным и неудобоисполнимым, как например иссушение смоковницы по одному слову. «Не усомнится в сердце» и пр.: указание на главное качество действенной веры – отсутствие всякого сомнения в удобоисполнимости того, к чему направлена вера. Сомнение, даже малейшее, свидетельствует о нетвердости веры и отнимает у нее силу и действенность (ср. Иак. 1:6-8). – «Чего ни будете просить в молитве» и пр.: вера проявляется главным образом в молитве к Богу, и просимое главным образом подается по молитве, а поэтому здесь-то именно при молитве и требуется такая непоколебимая вера, чтобы молитва была вполне действенна. – «Прощайте»: необходимое условие, чтобы вера была тверда и молитва действенна – прощение ближнему, если молящийся что имеет против него. Непрощение ближнего есть оскорбление любви Божией (ср. прим. к Мф. 5:23-24 и Мф. 6:14-15), а при сем может не быть ни чистой высокой веры, ни действенной посему молитвы: ибо в сем случае и Отец небесный не прощает молящемуся согрешений его, а это заграждает ток благодати Божией, изливаемой на молящегося.
  • 27-33. Ответ Господа на вопрос первосвященников, книжников и старейшин о том, какою властью Он делает все то, что делает, изложен у ев. Марка, совершенно одинаково с ев. Матфеем, без всякой разницы и без всяких особенностей, какими отличаются иногда его сказания. См. Мф. 21:23-27 и прим.