- 1. «После сих слов»: по окончании всей последней прощальной беседы Господа с учениками, начатой в пасхальной горнице (Ин. 13:31), продолженной на пути в Гефсиманию (Ин. 14:31) и оконченной вероятно перед переходом через поток Кедрон в сад Гефсиманский (Ин. 18:1). Оставалось уже очень мало времени до того часа, в который Он будет взят и начнется Его осуждение, потом страдания и затем позорная, по мнению мира, смерть Его на кресте. Все это малое время Господь употребляет на молитву к Отцу своему Небесному, сначала на иерусалимской стороне Кедрона, быть может, на одном из холмов, с которого виден был и Иерусалим, и Гефсимания, и Голгофа и Елеон, а потом – в саду Гефсиманском. Первая молитва – торжественная, в присутствии учеников, вторая – сокровенная, в уединение сада; первая – победная, вторая – скорбная. Первую называют первосвященнической молитвой, так как главным предметом ее служит предстоящая великая жертва Христова и ее необъятное значение для мира. – «Возвел очи Свои на небо»: естественный при молитве порыв души к созерцанию живого Бога, величие которого особенным образом является на небесах (ср. Ин. 11:41. Деян. 7:55). – «Отче, пришел час»: час страданий и смерти Господа, как переход к славе Его небесной (ср. Ин. 12:27 и парал.). – «Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя»: под прославлением Сына разумеется вознесение Его в небесную славу Отца (см. ст. 5); под прославлением Отца Сыном разумеется откровение славы Божией действиями прославленного Богочеловека в утверждении и распространении нового царства Божия на земле (ст. 2). Ср. прим. к Ин. 13:31 и к Ин. 12:28. Но так как это прославление есть плод или следствие искупительной смерти Христовой: то под прославлением Сына Отцом и Отца Сыном разумеется вообще слава их, явленная во искуплении человечества смертью Сына по любви Отца и к Сыну и человечеству (Ин. 3:16). Эта общая мысль раскрывается далее (2-5) в более частных чертах.
- 2. Глубочайшее основание этого прославления Сына Отцом и Отца Сыном есть искупление человечества Сыном или – что то же – вечная жизнь искупленных (2-3), что совершил Христос (4) и чем приобрел и по человечеству своему право на ту славу, какую имел всегда по божеству своему (5). – «Ты дал Ему власть над всякою плотью»: Сын Божий, как Бог и Творец всего мира и человека, всегда имел власть над всем миром и над всем человечеством; по вечному определению Божию эта неограниченная власть дана и воплотившемуся Сыну Божию по Его воплощении (ср. Еф. 1:10) для искупления всего человечества от греха или для дарования «вечной жизни» миру в духовном единении Его с примиренным Богом (ср. Ин. 6:51 и прим. к Ин. 5:24 и парал.). Но так как не все человечество, не всякая плоть воспользуется плодами искупительной смерти Богочеловека, ибо не все усвоят их себе верою в Него: то плоды сии будут только в тех, кого Отец дал Сыну («что Ты дал Ему») или, по другому изречению Господа, кого Отец Небесный привлечет к Нему, т.е. которые уверуют в Него (см. прим. к Ин. 6:37-44). Таковым «Он даст жизнь вечную» в единении с примиренным Богом (см. прим. к Ин. 3:15-16 и парал.). – «Всякою плотью» называется в Писании все человечество (ср. Лк. 3:6. Деян. 2:17 и др.).
- 3. «Сия же есть жизнь вечная» и пр.: Господь определяет частнее, что есть жизнь вечная и именно – в отношении к прославлению Отца (ст. 1). Вечная жизнь человека состоит в познании Отца Небесного, как единого истинного Бога, и в познании посланного Им Иисуса, как Мессии. – «Познание» разумеется здесь как познание истинное («как должно знать», 1Кор. 8:2), основывающееся на вере, порождаемое и сопутствуемое верою, познание живое и действенное, а не рассудочное только и холодное (каковое нередко бывает мертво и недейственно), познание, обнимающее все способности души (Ин. 14:20). – «Тебя единого истинного Бога»: в противоположность ложным и мнимым богам языческого мира (ср. 1Кор. 8:5. ср. Вас. В. 3, 175. Григ. Богосл. 3, 92). – «Иисуса Христа», т.е. как Искупителя мира. Таковое познание объемлет всю сущность христианского познания по его содержанию: ибо таковым познанием (которое нераздельно с верою) усвояются познающим или верующим искупительные заслуги Спасителя, как истинного посланника единого истинного Бога. Посему такое познание есть жизнь вечная, ибо поставляет человека в духовное единение с источником вечной жизни – Богом и Христом (ср. прим. к Ин. 3:14-16).
- 4-5. «Я прославил Тебя на земле» и пр.: Господь свидетельствует перед Отцом своим Небесным, что дело искупления человечества, которое составляет глубочайшее основание Его молитвы о прославлении Себя (ст. 1), совершено Им и тем прославлен Сам Отец Небесный. Вся жизнь Господа по Его вочеловечении, все Его учение и все Его действия являли славу Божию, но особенно – Его смерть искупительная и последовавшее за тем воскресение; смертью Его совершено то дело, которое в предвечном совете Божием положено было Ему совершить («Ты поручил Мне исполнить»), а всею жизнью Его совершено дело возвещения людям божественной истины, которую Он должен был возвестить. Перед духовным взором Господа, совершенно готового на смерть, все Его дело представляется уже оконченным («прославил», «совершил»; ср. прим. к Ин. 13:31. Ин. 12:31). Теперь Ему следует уже по человечеству войти в славу божественную, и Господь молит Отца Своего Небесного ввести Его в славу сию. – «Ныне», когда Я уже совершил дело свое на земле, «прославь», введи и по человечеству в ту славу, у «Тебя Самого» – на небе, в единении с Тобою (Кол. 3:3), в отличие от славы Его «на земле» (ст. 4), «которую Я имел у Тебя» по божеству Моему, «прежде бытия мира», т.е. от вечности (Ин. 1:1. Ин. 8:58), как славу Единородного Сына Божия, Бога Слова. При воплощении Слова эта вечная слава Его как бы скрылась в воспринятом образе раба (Флп. 2:7 и дал.). По совершении же Им дела искупления, Он, как уже Богочеловек, должен восприять прежнюю славу свою как Бога, славу вечную. «Естество плоти еще не было прославлено, так как оно не сподоблялось еще нетления и не приобщалось царского престола. Посему-то и говорит: «прослави Мя», т.е. Мое человеческое естество, которое теперь не в чести, которое будет распято, и возведи оное в ту славу, которую Я – Слово и Сын Твой, имел у Тебя прежде бытия мира. Ибо естество человеческое Он с Собою посадил на престоле царском и теперь поклоняется Ему всякая тварь» (Феофил. ср. Злат.). Господь «молит» о введении Его в сию славу, хотя, как Бог, имеет право на нее и, как Искупитель, приобрел сие право, – молит потому, что во всех своих действиях на земле Он выражает полную зависимость от Отца Своего Небесного, смирив Себя (Флп. 2:8).
- 6-8. Молитва Господа о Себе окончена, и Он молится затем о своих учениках – тех, которым передаст, по своем отшествии в небесную славу, дело распространения и утверждения на земле нового царства своего. Два главных предмета Его молитвы о них: «соблюди» (11) и «освяти» (17); остальные черты все относятся к раскрытию и уяснению сих двух. – «Я открыл имя Твое»: – имя вместо лица, его свойств и действий; открыл имя Бога – то же, что открыл самого Бога, соответственно изречению – «да знают Тебя, единого истинного Бога» (ст. 3). Откровение о Боге, сообщенное людям Христом, полнее и совершеннее, чем все прежде бывшие откровения (Евр. 1:1), ибо никто не знает Отца так, как Сын (Мф. 11:25-27). Господь открыл имя Божие именно в смысле христианском, т.е. изъяснил вполне план искупления человечества смертью Своею, и в этом смысле только Он сообщил полное понятие о Боге. – «Которых Ты дал Мне от мира», – т.е. отделил от неверующего мира и сделал Моими ближайшими учениками (ср. Ин. 15:19. Ин. 15:8, 11. Ин. 16:30). Господь всем открывал имя Божие, кто слушал Его, но Он говорит здесь только об учениках своих, о которых молится, потому что они вполне приняли учение Его и уверовали в Него (ст. 8) и потому, что им полнее открыто было имя Божие или полнее преподано учение о Боге. – «Они были Твои»: все люди, как творения Божии, суть Божии; в частности евреи, как избранный народ Божий, были Божии; но не в этом общем смысле говорится здесь, что апостолы были Божии. Они были Божии по особенному нравственному настроению их духа, которое в речах Господа означается выражениями: «быть от Бога» (Ин. 7:17. Ин. 8:47), «быть от истины» (Ин. 18:37), творить истину (Ин. 3:21), в силу чего они принадлежали к числу истинных израильтян (Ин. 1:47). – «Ты дал их Мне»: через привлечение и внутреннее научение, о котором прежде говорил Христос (ср. Ин. 6:37, 44-45, 65 и прим.), и таким образом они стали отделенными от мира и соединенными со Христом. Они пребыли верны этому духовному единению, ибо «сохранили слово Твое» – в вере и деле (ср. Ин. 7:16. Ин. 8:51. Ин. 12:48 и д. Ин. 14:23), уверовали учению Моему, которое есть и Твое учение, сохранили и сохраняет его в своем сознании, как учение именно Твое, божественное. – «Ныне уразумели», – по вере в слово Мое убедились, – «что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть»: речь идет не только об учении Господа, как принятом от Отца, но о всем деле Христовом, которое Отец поручил исполнить Сыну (ст. 4). Ученики уразумели, что все это дело, совершаемое их Учителем в мире, есть дело божественное, Богом Отцом определенное и по сему определению Сыном исполняемое. Не вполне понимали еще они это дело во всем его объеме и величии, еще многое не открыто им было о сем, потому что многого еще не способны были они вместить и только со временем будут способны к тому (Ин. 16:12-13); но все это дело Божие они уразумели теперь из всего хода дела и учения Христова, и – этого было довольно; остальное они уразумеют, когда придет к ним другой Утешитель (Ин. 14:26. Ин. 15:26). – средства, какими достигли они такого уразумения суть – 1) со стороны самого Господа – то, что учение, принятое Им от Отца Он передал им: «слова, которые Ты дал мне, Я передал им» (ср. Ин. 7:16 и д. Ин. 12:49-50 и прим.); 2) со стороны их самих – то, что они это учение приняли с верою и вследствие сего убедились и уразумели истинно, что Я Мессия (ср. Ин. 16:30).
- 9-10. «Я о них молю, не о всем мире молю»: они достойны Твоей отеческой любви и сохранения, по указанной причине, особенно, – не как мир, не принявший учения Твоего и не уверовавший в Меня – Мессию. И этот неверующий мир не исключается совершенно из молитвы Господа, но только выставляются преимущества учеников перед миром, по которым они достойны особенного попечения о них Отца Небесного: Я теперь только о тех молю, которые действительно достойны просимой Мною благодати. – Господь Сам повелел молиться за этот мир (Ин. 5:44 и парал.) и Сам молился за него, но не в том смысле, в каком Он молится теперь за учеников, как достойных особенного покровительства Божия. – «Отче, прости им», молился Он за Своих даже распинателей, представителей в этом случае враждебного Ему и Богу мира; но основанием своей молитвы ставит не то, что здесь – в молитве за учеников, что они уразумели, приняли и уверовали, а то, что «не знают они, что делают» (Лк. 23:34). Далее, в этой же первосвященнической молитве, в словах – «да уверует мир», что Ты Меня послал (ст. 21) – содержится молитва о мире, но опять основание ее другое там, чем здесь – в молитве за учеников. – Прежде чем выразить самый предмет молитвы за учеников – чего Он просит им, Господь еще указывает причины, почему Он молится особенно о них, а не о всем мире: 1) «Ты их дал Мне» (ср. ст. 6 и парал.), – можешь ли же не взять их под особенное Твое охранение и попечение? 2) Хотя Ты Мне их дал, но тем не менее однако же они Твои, потому что все у нас с Тобою одно (кроме конечно особенных личных свойств Отца и Сына, – нерожденность Отца, рожденность Сына и исхождение Св. Духа от Отца) и общее, и что Я от Тебя принял, принял только для того, чтобы снова привести к Тебе (Ин. 14:6, ср. 1Кор. 15:24 и д.). «Человек может сказать Богу: все мое – Твое, но только Сын может сказать – все Твое – Мое». 3) Наконец, отныне они – носители славы Сына на земле и потому достойны особенной любви Божией и охранения: «Я прославился в них», в их деятельности на земле. Господь созерцает в духе деятельность их как бы уже совершающуюся и даже совершенную, оконченную (ср. ст. 4).
- 11. «Я уже не в мире, но они в мире»: это еще особенное побуждение к молитве о них и к тому, чтобы Отец Небесный взял их под свое особенное покровительство; они не только достойны сего, но теперь особенно нуждаются в сем, так как остаются одни среди враждебного им мира, который их ненавидит (Ин. 15:18-19), одни – по Моем телесном отшествии от них ко Отцу (ср. ст. 12). Господь в духе представляет свое дело на земле как бы уже совершившимся, оконченным. – За сим, с воззванием – «Отче Святый», изрекается самый предмет молитвы об учениках: «соблюди их во имя Твое». «Святый» (как после – праведный, ст. 25) присоединяется здесь к имени Отца в соответствие с самым предметом молитвы. Соблюдение учеников во имя Отца соответствует именно святости Божией, которой совершенно противоположна греховность мира, в коем остаются ученики. Оставленные в этом не святом, греховном мире, они имеют особенную нужду в том, чтобы Отец Небесный «соблюл» их чистыми и святыми в мире. Соблюди их «во имя Твое» (или, точнее, «в имени Твоем»): в той сфере откровений божественных им и благодати божественной, которая обнимается понятием имени Божия. Эта сфера – божественной истины и благодати, и соблюдение в ней означает соблюдение в истине и нравственной чистоте. Таким образом Господь молится, чтобы ученики Его, по особенному попечению Отца Небесного о них, не отпали от истины Христовой, но постоянно в ней пребывали, чтобы ложь мира их не колебала, и чтобы оставались они среди этого нечистого грешного мира чистыми и святыми. – Цель и следствие такого соблюдения: «чтобы они были едино, как и Мы», т.е. чтобы они были в духовном единении веры и любви как между собою, так и со Мною и с Тобою, чтобы не прерывалось это духовное нравственное единение и чтобы кто-либо отделившись от этого единения, не погиб (ст. 12). Выражение – «как» Мы означает, что как по существу своему Отец и Сын – одно, так общением в вере и познании сего существа («имя Твое») ученики также составляют одно. Но общение их со Христом и Отцом может быть только нравственное, а не по существу (ср. прим. к Ин. 14:20).
- 12-13. «Когда Я был с ними в мире» и пр.: в том же духе продолжает Господь, считая уже дело свое на земле совершившимся и представляя Себя уже вознесшимся от земли. Слова Господа в этом стихе относятся к разъяснению сказанного непосредственно перед сим, в ст. 11; именно к выяснению понятия – «соблюди их». – Во время Своей земной жизни с учениками Господь Сам делал в отношении к ним то, о чем просит теперь Отца своего Небесного. Он соблюдал их «во имя Отца» (ср. ст. 11) – в истине и чистоте (Ин. 13:10), и – сохранил, и никто из них не уклонился от истины Божией в ложь мира и не подпал влиянию нечистоты мирской, и таким образом никто из них «не погиб», кроме одного сына погибели, который погиб по собственной вине, и о погибели которого предвозвещено было в Писании. – «Сын погибели» – то же, что человек погибший, потерянный, точно также как «сын света» означает человека просвещенного (ср. Ин. 12:36). Разумеется здесь погибель вечная, духовная, через отпадение от источника жизни (ср. Мф. 23:15). – «Да сбудется Писание»: разумеется пророчество о вероломном предателе, указанное Господом по умовении ног ученикам и содержащееся в псалме 40 (Пс. 40:10, ср. Ин. 13:18). – «Ныне же», повторяет Господь (ст. 11), «к Тебе иду, и сие говорю в мире», заключает Он раскрытие мысли своей, т.е. приношу Тебе молитву Мою об учениках, о соблюдении их в имени Твоем, когда Я лично уже не буду, обращаясь с ними как доселе, соблюдать их, – приношу Тебе эту молитву Мою о них, для того, чтобы они – свидетели и вместе предмет этой молитвы Моей – зная, что Ты услышишь Меня и исполнишь молитву Мою, и будучи тем уверены, что Ты будешь соблюдать их во имя Твое, «имели в себе радость Мою совершенную» (см. Ин. 15:11), радовались тою же радостью, какою радуюсь Я перед лицом предстоящих Мне страданий и последующей славы; пусть и последнее облако печали в сердце их рассеется и оно наполнится одною только радостью.
- 14-16. Изложение первого предмета молитвы об учениках («соблюди их») окончено; начинается изложение второго предмета молитвы о них – «освяти их», и предваряется, как и первое, изложением побуждений и оснований к молитве именно об этом. – «Я предал им слово Твое» и пр. Слово Господа, учение Его, переданное ученикам как слово Божие и принятое ими как таковое, возбудило против них ненависть мира, как и против самого Его (см. прим. к Ин. 15:18 и д.), и они должны остаться в этом враждебном им мире для высоких целей распространения и утверждения царства Моего на земле. Посему «не молю, чтобы Ты взял их» из среды этого враждебного им мира теперь же, но молю только о том, «чтобы Ты сохранил от зла», от того зла, какое может причинить им этот враждебный им мир вместе с князем мира (ср. Мф. 6:13. Лк. 11:4). – «Они не от міра» и пр.: см. прим. к Ин. 15:19. – «Как и Я не от міра»: «этим не смущайся. Слово – «как» не означает здесь совершенного сходства. Как в том случае, когда говорится о Христе и об Отце, словом «как» выражается полное равенство: так тогда, когда говорится о нас и о Христе, оно допускает великое различие, по причине великой и беспредельной разности между Его и нашим естеством» (Злат., ср. Феофил.).
- 17-19. «Освяти их истиною Твоею»: ученики уже пребывали «во истине», ибо переданное им Христом от Бога учение («слово») они приняли и уразумели и уверовали в Иисуса как Мессию, а в этом – сущность христианской истины. Господь молит теперь Отца Своего Небесного не о том только, чтобы Он сохранил их в этой истине (молитва о сем выше, ст. 11), а о том, чтобы благоволил освятить их в этой истине. «Освятить» значит в общем смысле сделать святым, в частном – принести в жертву Богу или отделить их для особенного служения Богу. В приложении к апостолам освящение их означает поставление их на дело особенного служения Богу, их особенное должностное служение, именно как проповедников и служителей Евангелия (ст. 18), поставление – через сообщение им особенных даров и сил для прохождения сего служения. Это совершилось в излиянии на них даров Св. Духа (Ин. 14:17. Ин. 15:26. Ин. 16:7 и д.). В сем особенно открылась истина Божия, как и называется Дух Святой Духом истины во всей последней беседе Господа, где Он говорит о Нем, как ином Утешителе. – «Слово Твое есть истина»: т.е. освяти их истиною в Духе Святом, для служения особенного их этой самой истине, которая есть слово Твое или учение Твое, следовательно для особенного служения слову Твоему или учению истины, которое они должны распространить и утвердить в мире после Его отшествия от них к Отцу. Это особенное служение их должно простираться до самоотвержения, до принесения себя в жертву истине или слову истины, и в сем случае они будут как жертва посвященная и освященная Богу. Таков здесь смысл молитвы – «освяти»: отдели их Себе на особенное служение Тебе в слове истины, даруй им потребные к тому силы и особенные дарования, и прими их как посвященную Тебе жертву, приносимую ими в сем служении до самоотвержения (ср. Злат. и Феофил.). Ученикам Господа потребно таковое освещение именно потому, что они предназначаются на такое особенное служение. Бог, посылая в мир Сына Своего Единородного на особенное служение, «освятил Его» (Ин. 10:36; см. прим); и для апостолов, посылаемых в мир также на особенное служение, нужно также освящение от Отца: «как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир»: следовательно как освятил Ты Меня, так освяти и их («как»: ср. прим. к ст. 14). Послание учеников на всемирную проповедь совершилось по воскресении Господа (ср. Ин. 20:21. Мф. 28:19), но Господь во всей этой молитве созерцает дело свое как бы уже совершившимся, и притом в самом избрании апостолов заключалась уже мысль о таковом их служении. – «И за них Я посвящаю Себя» (тоже – освящаю): освященный от Отца перед посланием в мир (Ин. 10:36), Господь Сам совершает во времени это освящение принесением Себя в жертву святому и праведному Богу за грешный мир (Евр. 9:14. Еф. 5:2; ср. Злат. и Феофил.). Это освящение Себя Христом отличается таким образом от освящения апостолов тем, что Христос есть вместе и первосвященник и жертва, и потому Сам освящает Себя, апостолы же должны быть освящены Богом в Духе Святом, как жертвы за истину слова. – «Чтобы и они были освящены»: Христос принесением Себя в жертву освятил Себя за всех, так как жертва принесена была всех, чтобы все освящены были; но Он говорит здесь только об учениках потому, что только о них молится Он теперь (ср. ст. 9 и прим.), и в отношении к ним освящение Себя Господом имеет особую цель, чтобы именно они освящены были истиною для особенного служения их Богу и миру. – «Истиною»: здесь нужно принимать это слово (в греческом без члена) в смысле «истинно», как означение противоположности высшего духовного освящения образному освящению левитского священства и жертв. «И за них Я посвящаю Себя», т.е. приношу в жертву. Так Ты и их освяти, т.е. отдели в жертву на проповедь и поставь их свидетелями истины и жертвою. Ибо все, принесенное в жертву называется святым. – «Чтобы и они», как Я, «были освящены» и принесены в жертву Тебе, Богу, не как жертвы подзаконные; закалаемые в образе, но «во истину»… Итак, освяти и посвяти души учеников и сделай их истинными приношениями, или укрепи их потерпеть и смерть за истину» (Феофил., и Злат.).
- 20-21. Молитва Господа о Себе и учениках оканчивается молитвою о всех верующих в Него по слову учеников, или вследствие их проповеди. Предмет этой молитвы – «да будут все едино» (ст. 21) и – «да видят славу Мою» (ст. 24), т.е. предмет этой молитвы – вся Церковь Христова в ее шествии от славы в славу, от веры к единению с Богом и от сего и всем – к славе Сына и Бога. Это – исполнение той великой цели, для которой Господь создал человека, содержание той премудрости Божией тайной, сокровенной, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1Кор. 2:7). Эта молитва – не о единении верующих только между собою, но о единении всего тела Церкви с Главою ее Христом и через Него с Богом в вечной славе и любви Отца и Сына и Св. Духа. – «О верующих в Меня по слову их»: верующие созерцаются еще только в идее, вся совокупность будущих верующих, ибо в настоящем еще не было почти верующих по слову их. Так как «слово их», запечетленное Духом, содержится в их Писаниях, предназначенных для всех времен: то очевидно в этом изречении содержится и указание величайшей важности апостольских писаний, и – указание на верующих по этому слову их во все времена. – «Да будут все едино»: в единении духа, стремлений, любви и т.п. на основании веры (ср. Еф. 4:3. Деян. 4:32). – «Как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе»: см. прим. к Ин. 10:38. Ин. 14:10, 20. – «И они да будут в Нас едино»: см. прим. к Ин. 14:20. Ин. 15:5-6. «Частица – как опять не означает совершенного равенства. Ибо нам невозможно объединиться друг с другом так, как Отец с Сыном» (Феофил., ср. Злат.). Разумеется единение верующих со Христом и Богом нравственное, по образу и подобию единения Сына с Отцом по существу или природе. – Такой духовный организм Церкви на земле будет таким поразительным явлением, что при созерцании его самый неверующий и враждебный делу Христову мир будет мало по малу приходить и придет к вере в Иисуса, как Мессию: «да уверует мир, что Ты послал Меня». Это начало приходить в исполнение с самых первых времен христианства, идет через всю его историю и придет в совершении по исполнении времен: первое малое общество верующих во Христа было явлением, которое все более и более привлекало неверующий иудейский мир в недра Христовой Церкви (ср. Деян. 21:20); по перенесении христианства в среду языческих обществ, быстро возрастала Церковь Христова, и враждебный языческий мир все более и более переходил на сторону христианства; наконец по пророческому изображению ап. Павла, и самый враждебный представитель неверующего и враждебного мира – народ еврейский в массе, как национальность – придет к вере во Христа (Рим. 11:25 и д.). Исключаются из сего только отдельные члены этого враждебного мира, которые ослепли духовно и ожесточились сердцем, для которых вера во Христа (Мессию) стала нравственною невозможностью (ср. Ин. 12:39-40).
- 22-24. Это единение всех верующих по слову апостолов между собою и Богом Отцом и Христом во Св. Духе Господь определяет частнее, как единение во славе Бога и Христа. Если в предшествующих словах молитвы о всех верующих (ст. 20-21) тело Церкви созерцается еще на земле: то здесь (ст. 22-24) оно созерцается уже в небесной славе в единении с Богом в Небесном царстве Мессии. – «Славу, которую Ты дал Мне», т.е. славу Небесную, в которую вознесен Богочеловек как Искупитель мира (ст. 1, 5, 24), «Я дал им», т.е. верующим, дал как возможность сопрославления со Мною, которая перейдет в самую действительность такового сопрославления (ср. Рим. 8:17, 24, 30), и по этой дарованной им славе они будут едино в этой славе между собою и с Нами (ср. прим. к ст. 21 и парал.). Да будет это единое «прославленное» тело Церкви с главою – Христом в славном единении с Отцом во Св. Духе! – «Я в них и Ты во Мне»: см. прим. к ст. 21 и парал. Ин. 14:20. – «да будут совершены воедино»: да будет это единение совершенное во славе, полное, целостное, вполне совершенное. – «Да познает мир» и пр.: созерцая земное тело Церкви, мир пораженный мало по малу уверует (кроме совершенно ослепших) в Иисуса, как Мессию (ст. 21); созерцая небесное славное тело Церкви, мир «не уверует, но познает», т.е. волею или неволею весь даже совершенно враждебный Христу мир созерцанием этого зрелища будет доведен до сознания, что Господь Иисус есть истинный Мессия. Эта – та же идея, какую созерцательно выразил св. ап. Павел в словах об Иисусе Христе: Бог Его превознес – дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:10-11). В этом прославленном теле Церкви мир неверующий волею-неволею убедится также, что «Ты, Отче, возлюбил их», т.е. верующих, «как возлюбил Меня», тою же отеческою любовью, какою Ты возлюбил Сына Твоего Единородного, как Искупителя мира (Ин. 3:16. Еф. 1:5). Эту же мысль о единении всех верующих в славном царстве Отца и Сына и Св. Духа выразительно изрекает Господь в дальнейших словах: «Отче, хочу» и пр. Хочу: это – завещание умирающего, воля которого должна быть исполнена. Выражая эту волю, умирающий за живот мира Господь тем же самым выражает уверенность, что Отец Небесный исполнит эту Его волю, нераздельную с Его волею. – «Которых Ты дал Мне»: по связи речи – всех верующих по слову апостолов и самих апостолов, т.е. всю Церковь Христову в истинных живых членах ее (ст. 20, 2, 5). – «Чтобы там, где был Я, и они были со Мною»: т.е. на небе, или в дому Отца Небесного, где обителей много (Ин. 14:2-4. Лк. 24:51 и парал.), где и Господь пребывает, как Богочеловек с прославленным телом своим. – «Да видят славу Мою»: славу небесную (ст. 22, 5). «Видят» – в смысле созерцают (θεωρῶσιν), что указывает на участие созерцающего в созерцаемом, и следовательно выражается мысль о том же единении в славе Христовой верующих в Него. – Основание этой славы Христа – любовь к Нему Отца Небесного, любовь вечная (ст. 5, 23), точно так же, как и основание сопрославления верующих с Ним – та же любовь к ним, как и к Сыну Его возлюбленному (23). Любовь и вследствие ее слава – вот внутреннейшая основа Церкви Христовой на земле и на небе.
- 25-26. В окончании первосвященнической молитвы Господа сосредотачивается все, что сказано в этот вечно великий вечер в прощальной беседе с учениками, которая в свою очередь сосредотачивает в себе все, что сказано и сделано Господом во все время Его общественного служения. – Призывается на суд «правда Божия», в удовлетворение которой Он принес Себя в жертву за мир и перед судом этой правды представляется все совершенное Господом и имеющее еще совершиться. – «Отче праведный»: не перед милостью Твоею приносится все дело, совершенное Единородным Сыном Твоим, но перед правдой Твоей – судящей; пусть будет суд Твой праведный над тем, что совершил посланный Тобою для искупления мира. – «Мир Тебя не познал»: ибо враждебно отнесся к посланному Тобою и предал Его смерти. – «А Я познал Тебя»: зная Тебя, как сущий в лоне Твоем (Ин. 1:18), Я познал и премудрость, сокровенную от родов, Твою премудрость в деле искупления и спасения мира. От меня и сии, т.е. верующие, между коими первые – эти ученики Мои, познали во Мне Мессию, следовательно познали и эту премудрость Твою в искуплении мира. – «И Я открыл им», по вере в Меня, «имя Твое», т.е. сообщил им полное по мере их способности теперь познание о Тебе, но они еще не все могут вместить теперь, а потому Я открою еще полнее им в последствии, по совершении дела искупления, когда пошлю им иного Утешителя, Св. Духа истины; открою через Него имя Твое и всем верующим в Меня. Совершением, венцом всего Моего дела есть и будет то, что любовь, которая составляет само существо Твое как Бога (1Ин. 4:8) и которая выразилась во всем деле, совершенном Мною («которою Ты возлюбил Меня»), «в них будет», составит основание их духовного единения с Тобою, вследствие чего и «Я в них». И таким образом «будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28). Любовь всеобъемлющая, всесозидающая и всепроникающая будет всесовершающею в вечном славном царстве Бога Отца и Сына и Св. Духа!
Ничего нет для сопоставления.