< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 37 38 39 40 41 42 45 46 47 48 49 50

Глава 17

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен

    Спустя девять лет патриарх получил Измаила от рабыни и думал, что в нем, наконец-то, исполнятся обетования. Аврам был, говорит Писание о праотце, восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила. Между тем Бог еще тринадцать лет испытывает терпение праведника и только тогда исполняет Свое обетование. Он хорошо знал, что, подобно золоту, которое очищается долгое время в горниле, добродетель праведника явится в искушении еще чище и светлее. Когда же, написано, Авраму стало девяносто девять лет, Бог явился ему вновь. Для чего Он медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 14.

    Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой

    Заметь премудрость Господа, как Он, предвидя в будущем развращение их сердец, полагает на них как бы некую узду, дает им такое знамение - обрезание, чтобы обуздать их неукротимые страсти и не допустить до смешения с языческими народами. Он знал про их похотливость и про то, что они не воздержатся от животных стремлений, несмотря ни на какие внушения. Поэтому, давая им всегдашнее напоминание в знамении обрезания, Он полагает на них это знамение, как бы некоторые узы, назначает им меру и пределы, которых они не должны были преступать, оставаясь всегда в кругу своего племени и не позволяя себе никакого смешения с другими народами и таким образом сохраняя чистым семя своего праотца Авраама, чтобы и обетования Божии могли на них исполниться. И как иной честный и скромный человек, имея невоздержную рабу, обуздывает ее тем, что дает ей ограничительное правило никогда не выходить за ворота своего дома и не показываться проходящим, а часто еще и ноги ее заключает в узы, чтобы хотя таким образом можно было удержать ее неумеренность, - так и человеколюбец Господь полагает на плоть знамение обрезания, как узы на ноги, чтобы, постоянно имея при себе такое напоминание, они уже не нуждались в наставлении от других.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 24.

    Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его

    Не думай, что Писание без цели обозначает нам число лет: это для того, чтобы ты и из этого познал великое послушание праведника, который, будучи уже в крайней старости, терпеливо перенес боль обрезания ради заповеди Божией. Для того-то в Писании и сделано счисление лет. И не только он, но и Измаил, и все домочадцы принимают обрезание.

    Гомилии на Книгу Бытия.

  • 27.

    и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников

    Замечай, возлюбленный, также и здесь человеколюбие Божие и неизреченное для нас благодеяние. Там от обрезания только болезнь и труд и никакой другой пользы, кроме того, что по этому знаку евреи распознавались и отделялись от прочих народов, а наше обрезание (я разумею благодать крещения) есть безболезненное врачевание, служит для нас источником бесчисленных благ, исполняет нас благодатью Святого Духа и не требует ддя своего совершения никакого определенного времени, как там, но всякому и в незрелом возрасте, и в средние годы, и в самой старости дозволяется принимать это нерукотворное обрезание, которое нетрудно перенести, но через которое слагается бремя грехов и приобретается оставление прегрешений, совершенных во все время жизни. Так человеколюбец Бог, зная великую немощь нашу и то, что, страдая безнадежно, мы имеем нужду в сильном врачевании и в неизреченном Его человеколюбии, и сообразно тому совершая наше спасение, даровал нам обновление банею возрождения, чтобы мы, отложив ветхого человека, то есть злые дела, и облекшись в нового, шествовали путем добродетели.

    Гомилии на Книгу Бытия.

1.Аврам был девяноста девяти лет,
и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий;
ходи предо Мною и будь непорочен;

2.и поставлю завет Мой между Мною и тобою,
и весьма, весьма размножу тебя.

3.И пал Аврам на лице свое.
Бог продолжал говорить с ним и сказал:

4.Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

5.и не будешь ты больше называться Аврамом,
но будет тебе имя: Авраам,
ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

6.и весьма, весьма распложу тебя,
и произведу от тебя народы,
и цари произойдут от тебя;

7.и поставлю завет Мой между Мною и тобою
и между потомками твоими после тебя в роды их,
завет вечный в том,
что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

8.и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю,
по которой ты странствуешь,
всю землю Ханаанскую, во владение вечное;
и буду им Богом.

9.И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой,
ты и потомки твои после тебя в роды их.

10.Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать
между Мною и между вами
и между потомками твоими после тебя [в роды их]:
да будет у вас обрезан весь мужеский пол;

11.обрезывайте крайнюю плоть вашу:
и сие будет знамением завета между Мною и вами.

12.Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши
всякий младенец мужеского пола,
рожденный в доме и купленный за серебро
у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.

13.Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем
и купленный за серебро твое,
и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.

14.Необрезанный же мужеского пола,
который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день],
истребится душа та из народа своего,
ибо он нарушил завет Мой.

15.И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою,
но да будет имя ей: Сарра;

16.Я благословлю ее и дам тебе от нее сына;
благословлю ее, и произойдут от нее народы,
и цари народов произойдут от нее.

17.И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся,
и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын?
и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?

18.И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!

19.Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына,
и ты наречешь ему имя: Исаак;
и поставлю завет Мой с ним заветом вечным
[в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него.

20.И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его,
и возращу его, и весьма, весьма размножу;
двенадцать князей родятся от него;
и Я произведу от него великий народ.

21.Но завет Мой поставлю с Исааком,
которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.

22.И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него.

23.И взял Авраам Измаила, сына своего,
и всех рожденных в доме своем
и всех купленных за серебро свое,
весь мужеский пол людей дома Авраамова;
и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.

24.Авраам был девяноста девяти лет,
когда была обрезана крайняя плоть его.

25.А Измаил, сын его, был тринадцати лет,
когда была обрезана крайняя плоть его.

26.В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,

27.и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его,
рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников.